Проверяемый текст
Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002. — 352 c.: ил. — (Серия «Учебник нового века»),
[стр. 182]

собой и своим досугом, у них меньше интересов, меньше дел, отложенных «на потом».
Престарелые,
переставая выполнять общественные функции, становятся самими собой, приобретая самодостаточность.
В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их
значимости в собственной жизни.
В сознании пожилого человека прочно удерживается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.
Ученые предлагают рассматривать старение человека как физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла.
Множество факторов условия среды, заболевания,
влияют на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов.
Хронологическая согласованность
проявляется в индивидуальном развитии и, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза, и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий.
Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60 64 года, 65 69 лет, 70 74 года и т.д.
Важно не смешивать все группы людей третьего возраста.
Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни.
Г.П.

Медведцева замечает, что в Российской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от нормы.
По мнению А.
Б.
Лазебника, международные нормы, согласно которым старческим считается возраст от 75 до 89 лет, для России
является слишком оптимистическим показателем: в нашей стране старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, гораздо раньше.
Люди пожилого возраста, являясь старыми по своему физическому и
182
[стр. 272]

тивных стереотипов, созданных человеком на протяжении многих веков.
Передовая наука в значительной мере ориентирована па создание нового социального образа «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритичной интерпретации демографических и исторических сведений.
Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранение способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой нарастание уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимодействия множественности взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности.
Такое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистичное отношение к старости.
Активно разрабатываемая концепция так называемой «торжествующей»-, или благополучной, старости противостоит теории отчуждения.
Первая в своей основе содержит теорию деятельности, или активности.
В ней речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека.
Пожилые люди должны быть активными членами общества, стараясь сохранять потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни.
Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли сможет в силу разных причин поддерживать уровень своей жизнедеятельности неизменным.
При сравнении этих теорий, негативизма одной и идеализма другой, представляются вполне реалистичными и оптимистичными предлагаемые М.
Леве и Ш.
Пеллетье социокультурные характеристики старости.
Они считают, что старость — это слабость в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старика не отнимешь его «место под солнцем».
Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, меньше дел, отложенных «на потом».
Престарелые
перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретая самоидентичность.
В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их
значимость в собственной жизни.
В сознании старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.
ВОЗ предлагает рассматривать старение человека как физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла.
Множество факторов (условия среды, заболевания
и др.) влияет на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов.
Хронологическая согласованность
проявлений индивидуального развития, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий.
Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.
д.
Важно не смешивать все группы людей «третьего» возраста.
Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни.
Г.
П.

Медведева считает, что в Российской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от

[стр.,273]

273 нормы.
По мнению главного геронтолога г.
Москвы, доктора медицинских наук, профессора Л.
Б.
Лазебника, международные нормы, согласно которым старческим считается возраст от 75 до 89 лет, для России
являются слишком оптимистичным показателем: в нашей стране старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, гораздо раньше.
Люди пожилого возраста, являясь старыми по своему физическому и
психическому состоянию, с большими трудностями справляются с негативными последствиями процесса старения.
Тем не менее считается, что в настоящее время старые люди живут не только дольше, чем раньше, но они здоровее физически и психически, а также более работоспособны.
Старение не обязательно способствует проявлению определенных заболеваний.
Социальной геронтологией предлагается такое определение процесса старения человека: старение — сложный многоплановый и противоречивый процесс развития личности в инволюционном периоде, выражающийся в постепенно нарастающем снижении ее разнообразных возможностей и ухудшении ее социального функционирования.
Только биологическое и только социальное определение старения представляют собой суженый подход к процессу старения.
Старение принято рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов: 1.
Биологическое старение — возрастание уязвимости организма и возрастающая вероятность смерти.
2.
Социальное старение — изменение паттернов поведения, статуса, ролей.
3.
Психологическое старение — выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления трудностей.
Повышенная хрупкость к воздействию разного рода повреждающих факторов во многом кроется в структурах личности и ее опыте, приобретенном в различные периоды жизни до наступления старости.
В формировании старости решающую роль играют стиль и образ жизни, который человек вел на протяжении жизни.
Старый человек — это его история, это все люди, которые были в его жизни.
Настоящее старого человека нельзя понять без знания истории его жизни.
Ни одна глобальная теория не может охватить все варианты взаимодействия между человеком и ситуацией в старости.
С возрастом люди становятся все более разными.
Проблема старения личности разработана гораздо меньше, чем проблема психического старения вообще, чем старения интеллекта, памяти, психомоторных реакций.
Вопрос о том, стареет ли с возрастом личность подобно старению организма, остается до настоящего времени дискуссионным.
Преобладающей является точка зрения, согласно которой личность человека по мере его старения трансформируется и регрессирует.
Старение личности, как и старение организма, происходит по-разному в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие творческой активности).
На основе лонгитюдных исследований, проведенных в США, сделаны выводы, что в большой степени имеет место постоянство черт личности.
Происходящие в старости изменения касаются снижения социальной Человек нуждается в ценностной системе отсчета, в философии жизни...
в соответствии с которыми можно жить и понимать жизнь, точно так же, как он нуждается в солнечном свете, в кальции и любви.
А.
Маслоу

[Back]