Проверяемый текст
Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 296 с.
[стр. 190]

• произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания людей.
Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют
собой лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества.
К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».
Итак, старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения.
В развитии человека
и общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости.
Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается
у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, в 60 или 65 лет.
Скорее наоборот.
Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны
[14-25].
В исследованиях из области общественно-экономических наук определяется доля лиц пенсионного возраста в общей структуре общества.
Иногда применяют другие методы определения демографической старости (например, высчитывают отношение числа людей старшего возраста к числу детей и молодежи).
По Россету
Э.Л., в процессе старения населения, в зависимости от доли в структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре:отсутствие признаков демографической старости менее 8%;ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости —8 —10 %;поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости 10 12 %; 190
[стр. 7]

7 • изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности; • возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте; • трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию; • встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте; • изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин; • увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения; • обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению; • повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб.
Так, например, можно предположить, что: • расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями; • пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровнях; • изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг; • произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют
лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества.
К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего "общество пожилых".
Итак, старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения.
В развитии человека,
общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости.
Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается
всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет.
Скорее наоборот.
Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.

Именно поэтому ученые различают понятия календарного возраста

[стр.,8]

8 (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека.
Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах (как, впрочем, и в области социальной медицины) по-прежнему используется критерий хронологического возраста.
Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая: 1) допроизводительный возраст (0—17 лет); 2) производительный возраст (мужчины: 18—64 года, женщины: 18—59 лет); 3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет): а) старость (мужчины: 65—79 лет, женщины: 60—79 лет); б) глубокая старость (старше 80 лет).
Эта схема, подобно всем другим, не лишена недостатков, но отвечает основным требованиям, необходимым для исследования развития людей.
Однако ее нельзя без критических оговорок использовать в научных работах.
Тут необходимы другие классификационные критерии.
Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, причем этот показатель выражается в процентах, а людьми старшего возраста считаются все лица, которые достигли 60—65 лет.
Глубокими стариками, как и в предыдущей схеме, считаются люди в возрасте 80 лет и старше, а их доля в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности, а также (что значительно правильнее) по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.
В исследованиях из области общественно-экономических наук определяется доля лиц пенсионного возраста в общей структуре общества.
Иногда применяют другие методы определения демографической старости (например, высчитывают отношение числа людей старшего возраста к числу детей и молодежи).
По Россету,
в процессе старения населения, в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше, различают четыре фазы: 1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%; 2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8—10%; 3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10—12%; 4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.
Последние статистические данные, полученные из развитых стран, заставляют, с общественно-хозяйственной точки зрения, выделить еще одну фазу этого процесса.
Этой фазой является глубокая демографическая старость,

[Back]