Проверяемый текст
Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 296 с.
[стр. 191]

состояние демографической старости 12 % и более от общего числа людей в обществе.
Последние статистические данные, полученные из развитых стран, заставляют, с общественно-хозяйственной точки зрения,
выделять еще одну фазу этого процесса.
Этой фазой является глубокая демографическая старость,
которая проявляется тогда, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15 5 всего населения.
В разработках ООН, где началом старости
остается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы:«молодым» считается общество, насчитывающее менее 4 %людей в возрасте 60 лет и старше; • «зрелым» от 4 до 7 % людей в этом возрасте; • «старым» свыше 7 %.
Причем к демографической «глубокойстарости» следовало бы приравнять долю старых людей в общей структуре населения, равную 10 %, отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки.
Распространено мнение, что главным фактором процесса старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Однако это убеждение, хотя и представляется весьма логичным, не соответствует действительности.
Ибо речь идет о том, что смертность
главным образом в самых младших возрастных группах, и увеличение средней продолжительности жизни было бы фактором более предопределяющим, чем в случае снижения смертности в средних и старших возрастных группах.
Если бы одновременно не проявлялось действие другого фактора, в результате таких изменений смертности в структуре населения увеличилась бы доля детей,
молодых людей производительного возраста, а доля старшего возраста уменьшалась бы, и снизилось бы значение фактора демографической старости.
191
[стр. 8]

8 (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека.
Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах (как, впрочем, и в области социальной медицины) по-прежнему используется критерий хронологического возраста.
Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая: 1) допроизводительный возраст (0—17 лет); 2) производительный возраст (мужчины: 18—64 года, женщины: 18—59 лет); 3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет): а) старость (мужчины: 65—79 лет, женщины: 60—79 лет); б) глубокая старость (старше 80 лет).
Эта схема, подобно всем другим, не лишена недостатков, но отвечает основным требованиям, необходимым для исследования развития людей.
Однако ее нельзя без критических оговорок использовать в научных работах.
Тут необходимы другие классификационные критерии.
Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, причем этот показатель выражается в процентах, а людьми старшего возраста считаются все лица, которые достигли 60—65 лет.
Глубокими стариками, как и в предыдущей схеме, считаются люди в возрасте 80 лет и старше, а их доля в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности, а также (что значительно правильнее) по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.
В исследованиях из области общественно-экономических наук определяется доля лиц пенсионного возраста в общей структуре общества.
Иногда применяют другие методы определения демографической старости (например, высчитывают отношение числа людей старшего возраста к числу детей и молодежи).
По Россету, в процессе старения населения, в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше, различают четыре фазы: 1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%; 2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8—10%; 3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10—12%; 4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.
Последние статистические данные, полученные из развитых стран, заставляют, с общественно-хозяйственной точки зрения,
выделить еще одну фазу этого процесса.
Этой фазой является глубокая демографическая старость,


[стр.,9]

9 которая проявляется тогда, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15% всего населения.
В разработках ООН, где началом старости
считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы.
"Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте
65 лет и старше, "зрелым" — от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" — свыше 7%.
Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%.
Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки,
в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН.
Распространено мнение, что главным фактором процесса старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Однако это убеждение, хотя и представляется весьма логичным, не соответствует действительности.
Ибо речь идет о том, что смертность
снижается главным образом в самых младших возрастных группах и увеличение средней продолжительности жизни было бы фактором более предопределяющим, чем в случае снижения смертности в средних и старших возрастных группах.
Если бы одновременно не проявлялось действие другого фактора, в результате таких изменений смертности в структуре населения увеличилась бы доля детей,
молодежи, людей производительного возраста, а доля людей старшего возраста уменьшилась бы и снизилось бы значение фактора демографической старости.
Увеличение вероятности доживания до пожилого возраста способствовало бы, конечно, росту абсолютного числа людей в этом возрасте.
Однако в случае стабилизации уровня рождаемости или в случае повышения ее уровня это не сопровождалось бы увеличением доли людей старшего возраста в структуре населения, а ведь именно эта доля является мерой демографической старости.
Таким образом, в современной истории развития человечества снижение смертности и далее рост вероятности доживания до старости и увеличение абсолютного числа людей старшего возраста не могли сыграть роли главных факторов демографического старения.
Такую роль играло снижение уровня рождаемости.
Ибо чем меньше рождалось детей, тем впоследствии меньшей была их доля в общей структуре населения, где увеличивалась доля людей старшего возраста.
Это, конечно, не означает, что движущие силы процесса демографического старения никогда не претерпят изменений.
Скорее наоборот.
В дальнейшей, уже предвидимой перспективе, если стабилизируется рождаемость и в то же время не будут исчерпаны возможности снижения смертности людей средних и старших возрастных групп, основным показателем демографического старения станет уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что описанный механизм старения действует в условиях, не отягченных чрезвычайными внешними обстоятельствами.
Радикальные социально-хозяйственные перемены, которым сопутствуют интенсивные миграции людей, равно как и такие катаклизмы, как

[Back]