Проверяемый текст
Ветошкин, Сергей Александрович; Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 49]

или иной объем льгот или, наоборот, объем наказаний.
Применяя педагогическое стимулирование, нужно учитывать, что для полного исправления осуждённых одного только стимулирования имеющихся потребностей, выраженных в желании более комфортного отбывания наказания и более раннего освобождения, будет явно недостаточно.
Только сформировав потребность в добродетели, о которой так много говорили выдающиеся философы и педагоги древности, можно констатировать, что процесс исправления завершен.

Говоря о нравственном поведении и добродетели, нельзя не сказать об эволюционной этике Герберта Спенсера,
в которой утверждается, что развитие человека достигает наибольшей возможной для него высоты, когда его поведение обеспечивает достижение "наибольшей суммы жизни" для себя, для своих детей и для своих собратьев.
Поведение, способствующее достижению этой цели, субъективно переживается как удовольствие, а успешное достижение цели как счастье.
По сути, эволюционная этика сводится к двум тезисам: 1) моральное поведение (альтруизм), вообще говоря, выгодно для общества в целом; 2) мораль возникла в результате эволюционной борьбы за
существование отбора наиболее приспособленных видов и генетической передачи полезных для выживания признаков (354, С.
109,113).
В свете приведенных выше концепций, преступное поведение является, по своей сути, аморальным и представляющим угрозу для общественных отношений.
Личность, характеризующаяся аморальным или преступным поведением, в разумно устроенном государстве должна становиться объектом педагогического воздействия со стороны здоровых сил общества и государственных структур.
В отсутствие надлежащего образовательно-воспитательного процесса в государстве невольно создаются условия для безнравственности, а значит, и для преступности, которая, как ржавчина, разъедает государственные устои, попирая Закон и общественную безопасность.
Прекрасные слова, обращенные к молодежи, принадлежат нашему известному психологу А.Н.
Леонтьеву: "Растите в себе чувство ответственности и
49
[стр. 70]

лирования имеющихся потребностей, выраженных в желании более комфортного отбывания наказания и более раннего освобождения, будет явно недостаточно.
Только сформировав потребность в добродетели, о которой так много говорили выдающиеся философы и педагоги древности, можно констатировать, что процесс исправления завершен.

Эта задача крайне трудная, и реальное её решение может состояться только в самом побуждении к такой потребности, а дальнейшее воспитание у себя потребности творить добрые дела и сама добродетель может происходить только путем самовоспитания как высшего уровня любого воспитательного процесса.
По определению Аристотеля, «высшее благо —это счастье», а «счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить —значит жить добродетельно.
В этом цель, счастье и высшее благо».
Аристотель полагал, что счастье заключается в том, чтобы стать добродетельным, а это требует определенных усилий воли и разума.
Разумеется, как подчеркивает Аристотель, само по себе стремление к добродетели ешё не делает человека добродетельным, как недостаточно желания написать картину для того, чтобы стать художником.
Нужны ешё исходные данные и серьезный труд.
Но это стремление при всех условиях делает человека лучше, приближая его к искомому состоянию (354, с.58-59).
Говоря о нравственном поведении и добродетели, нельзя не сказать об эволюционной этике Герберта Спенсера,
который утверждал, что развитие человека достигает наибольшей возможной для него высоты, когда его поведение обеспечивает достижение «наибольшей суммы жизни» для себя, для своих детей и для своих собратьев.
Поведение, способствующее достижению этой цели, субъективно переживается как удовольствие, а успешное достижение цели как счастье.
По сути, эволюционная этика сводится к двум тезисам: 1) моральное поведение (альтруизм), вообще говоря, выгодно для общества в целом; 2) мораль возникла в результате эволюционной борьбы за
70

[стр.,71]

существование отбора наиболее приспособленных видов и генетической передачи полезных для выживания признаков (354, с.109,113).
В свете приведенных выше концепций, преступное поведение является, по своей сути, аморальным и представляющим угрозу .для общественных отношений.
Личность, характеризующаяся аморальным или преступным поведением, в разумно устроенном государстве должна становиться объектом педагогического воздействия со стороны здоровых сил общества и государственных структур.
В отсутствие надлежащего образовательно-воспитательного процесса в государстве невольно создаются условия для безнравственности, а значит, и для преступности, которая, как ржавчина, разъедает государственные устои, попирая Закон и общественную безопасность.
Прекрасные слова, обращенные к молодежи, принадлежат нашему известному психологу А.Н.
Леонтьеву: «Растите в себе чувство ответственности и
беспокойства за общее дело, развивайте сознание своего долга перед обществом, человечеством! Привыкайте быть соучастником всех событий окружающего мира.
Определяйте своё место в нем.
Вершина сотворения себя вырасти «в человека человечества».
Желаю вам достичь этой вершины».
Другой замечательный отечественный психолог С.Л.
Рубинштейн пишет в своей последней работе «Человек и мир» следующее: «Смысл человеческой жизни быть источником света и тепла для других людей.
Быть сознанием Вселенной и совестью человечества.
Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные.
Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из неё всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» (262, с.425).
Человек при достижении уровня самовоспитания из объекта воспитания становится субъектом воспитания, и чем больше таких людей в обществе, тем оно более нравственно и совершенно.
71

[Back]