зультатов исследований, можно утверждать, что она навязывает осужденным определенный нормопорядок как в психологическом, так и физическом отношениях. Именно это вынуждает одних — скептически относиться к средствам перевоспитания, других — открыто противодействовать усилиям персонала, третьих — оставаться «в стороне» от проводимых воспитательных мероприятий. Возможности реализации актуальных потребностей личности оказываются также ограниченными, поскольку членство в группах и принятие субкультурных ценностей выступают в роли категорического императива, обязывающего вести себя должным образом. Хотя указанные обстоятельства не являются непреодолимым барьером, с ними необходимо считаться и успешно преодолевать, если мы хотим улучшить качество ресоциализации. С психологической точки зрения, асоциальная субкультура или так называемая «другая жизнь», представляет собой довольно стабильную сеть непосредственного взаимодействия осужденных. Она объективирована в неформальных стандартах поведения, внутрии межгрупповых отношениях, неписаной нормативно-ценностной системе. Данное образование спонтанно развивается в рамках любой социальной организации и составляет ее скрытую, неформальную структуру. В общем виде это не имеющая правового статуса самоорганизация осужденных, возникающая в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания. С нашей точки зрения, несмотря на внешний примитивизм, самоорганизация осужденных выполняет важные, нередко психотерапевтические функции. В частности, она содействует адаптации личности через смягчение страданий, обусловленных изоляцией от общества. Интеграция в неформальные группы дает ей возможность в той или иной мере реализовать свои потребности, в том числе и сексуальные, без утраты образа своего «Я». 92 |
основе учета индивидуальных и групповых факторов риска. Она должна быть направлена, в первую очередь, на своевременное выявление осужденных, находящихся в суицидоопасныхсостояниях и оказанию им первичной психологической помощи и поддержки. В содержательном плане профилактическая работа должна объединять меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной с участием всех должностных лиц пенитенцирного учреждения. 1. 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Достижение позитивных перемен в деятельности пенитенциарных учреждений заставляет обращаться к изучению обстоятельств, которые, казалось бы, напрямую не связаны со средствами исправительного воздействия на преступников, но самым существенным образом их опосредуют и определяют конечный результат. К обстоятельствам такого рода, безусловно, относятся социальнопсихологические особенности функционирования неформальных групп. Они, как показывает практика и специальные исследования, оказывают существенное влияние на образ жизни и деятельность осужденных не только в стенах исправительного учреждения, но и за его пределами. Для практических психологов изучение процессов неформального взаимодействия обусловливается потребностями в оптимизации управления микросоциальной средой и повышением эффективности способов исправления осужденных с учетом их индивидуальных и групповых особенностей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСОЦИАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ. Одним из серьезных препятствий, стоящих сегодня на пути исправления в условиях пенитенциарных учреждений, является асоциальная субкультура с ее специфическим набором ценностных ориентации, норм поведения, сетью устойчивых неформальных взаимосвязей правонарушителей. Исходя из результатов исследований, можно утверждать, что она навязывает осужденным определенный нормопорядок как в психологическом, так и физическом отношениях. Именно это вынуждает одних — скептически относиться к средствам перевоспитания, других — открыто противодействовать усилиям персонала, третьих — оставаться «в стороне» от проводимых воспитательных мероприятий. Возможности реализации актуальных потребностей личности оказываются также ограниченными, поскольку членство в группах и принятие субкультурных ценностей выступают в роли категорического императива, обязывающего вести себя должным образом. Хотя указанные обстоятельства не являются непреодолимым барьером, с ними необходимо считаться и успешно преодолевать, если мы хотим улучшить качество ресоциализации. С психологической точки зрения, асоциальная субкультура или так называемая «другая жизнь», представляет собой довольно стабильную сеть непосредственного взаимодействия осужденных. Она объективирована в неформальных стандартах поведения, внутрии межгрупповых отношениях, неписаной нормативно-ценностной системе. Данное образование спонтанно развивается в рамках любой социальной организации и составляет ее скрытую, неформальную структуру. В общем виде это не имеющая правового статуса самоорганизация осужденных, возникающая в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания. С нашей точки зрения, несмотря на внешний примитивизм, самоорганизация осужденных выполняет важные, нередко психотерапевтические функции. В частности, она содействует адаптации личности через смягчение страданий, обусловленных изоляцией от общества. Интеграция в неформальные группы дает ей возможность в той или иной мере реализовать свои потребности, в том числе и сексуальные, без утраты образа своего «Я». В силу социальной идентификации осужденный ослабляет влияние мощного психического дистресса, каким является тотальный институт лишения свободы со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем, участие в субкультуре оказывает негативное влияние на личность и группы осужденных. Принятые в ней ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с нормами и моделями взаимодействия формальной организации. В рамках субкультуры меняется субъективная привлекательность мер исправительного влияния. Они, например, могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в группе. Например, совершение противоправных поступков в стенах пенитенциарного учреждения, влекущее такую меру наказания, как помещение в штрафной изолятор, поднимает престиж личности в глазах асоциальной группы. Напротив, содействие администрации или участие в органах самоуправления увеличивает риск стать объектом насмешек и преследований. Нередко это автоматически приводит к падению статуса со всеми вытекающими из этого последствиями. Вполне понятно, что в результате подобной трансформации группового сознания в микросоциальной среде консервируются преступные ценности и стандарты поведения, направленные на нейтрализацию воспитательных |