Проверяемый текст
РАБОЧАЯ КНИГА ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА. Под редакцией Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В. Москва - 1998 г.
[стр. 93]

В силу социальной идентификации осужденный ослабляет влияние мощного психического дистресса, каким является тотальный институт лишения свободы со всеми вытекающими последствиями.
Вместе с тем, участие в субкультуре оказывает негативное влияние на личность и группы осужденных.
Принятые в ней ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с нормами и моделями взаимодействия формальной организации.
В рамках субкультуры меняется субъективная привлекательность мер исправительного влияния.
Они, например, могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в группе.
Например, совершение противоправных поступков в стенах пенитенциарного учреждения, влекущее такую меру наказания, как помещение в штрафной изолятор, поднимает престиж личности в глазах асоциальной группы.
Напротив, содействие администрации или участие в органах самоуправления увеличивает риск стать объектом насмешек и преследований.
Нередко это автоматически приводит к падению статуса со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вполне понятно, что в результате подобной трансформации группового сознания в микросоциальной среде консервируются преступные ценности и стандарты поведения, направленные на нейтрализацию воспитательных
мероприятий.
С функциональной точки зрения, охранительное по существу и криминогенное по ориентации, влияние субкультуры оказывается настолько сильным, что включение в преступную деятельность становится вполне реальным фактом даже после освобождения из мест изоляции.
Можно привести немало примеров, когда в социальных ситуациях «незримые» неформальные группы выступали в качестве силы, направляющей субъектов на путь девиантного поведения.
А если они уже встали на него то мощным мотиватором, удерживающим личность в рамках асоциального сообщества.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс ресоциализации опосредуется влиянием двух факторов — микросреды общества в целом, которая преломляется через призму деятельности персонала пенитенциарного
уч93
[стр. 27]

выступают в роли категорического императива, обязывающего вести себя должным образом.
Хотя указанные обстоятельства не являются непреодолимым барьером, с ними необходимо считаться и успешно преодолевать, если мы хотим улучшить качество ресоциализации.
С психологической точки зрения, асоциальная субкультура или так называемая «другая жизнь», представляет собой довольно стабильную сеть непосредственного взаимодействия осужденных.
Она объективирована в неформальных стандартах поведения, внутрии межгрупповых отношениях, неписаной нормативно-ценностной системе.
Данное образование спонтанно развивается в рамках любой социальной организации и составляет ее скрытую, неформальную структуру.
В общем виде это не имеющая правового статуса самоорганизация осужденных, возникающая в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания.
С нашей точки зрения, несмотря на внешний примитивизм, самоорганизация осужденных выполняет важные, нередко психотерапевтические функции.
В частности, она содействует адаптации личности через смягчение страданий, обусловленных изоляцией от общества.
Интеграция в неформальные группы дает ей возможность в той или иной мере реализовать свои потребности, в том числе и сексуальные, без утраты образа своего «Я».
В силу социальной идентификации осужденный ослабляет влияние мощного психического дистресса, каким является тотальный институт лишения свободы со всеми вытекающими последствиями.
Вместе с тем, участие в субкультуре оказывает негативное влияние на личность и группы осужденных.
Принятые в ней ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с нормами и моделями взаимодействия формальной организации.
В рамках субкультуры меняется субъективная привлекательность мер исправительного влияния.
Они, например, могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в группе.
Например, совершение противоправных поступков в стенах пенитенциарного учреждения, влекущее такую меру наказания, как помещение в штрафной изолятор, поднимает престиж личности в глазах асоциальной группы.
Напротив, содействие администрации или участие в органах самоуправления увеличивает риск стать объектом насмешек и преследований.
Нередко это автоматически приводит к падению статуса со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вполне понятно, что в результате подобной трансформации группового сознания в микросоциальной среде консервируются преступные ценности и стандарты поведения, направленные на нейтрализацию воспитательных


[стр.,28]

мероприятий.
С функциональной точки зрения, охранительное по существу и криминогенное по ориентации, влияние субкультуры оказывается настолько сильным, что включение в преступную деятельность становится вполне реальным фактом даже после освобождения из мест изоляции.
Можно привести немало примеров, когда в социальных ситуациях «незримые» неформальные группы выступали в качестве силы, направляющей субъектов на путь девиантного поведения.
А если они уже встали на него то мощным мотиватором, удерживающим личность в рамках асоциального сообщества.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс ресоциализации опосредуется влиянием двух факторов — микросреды общества в целом, которая преломляется через призму деятельности персонала пенитенциарного
учреждения, средств массовой информации, семьи, общественности с одной стороны, и местной, локальной субкультуры осужденных, с другой.
Исходя из материалов исследований, следует подчеркнуть, что влияние последней на индивидуальное и групповое поведение оказывается сильнее и интенсивнее, чем воздействие формальных организаций и социальных институтов.
Хотим мы этого или нет, но в условиях пенитенциарного учреждения любого вида, наряду с правовыми, моральными, нравственными ценностями активно развиваются ориентации и представления, прямо противоположные тем, которые признает общество, и символом которых служит асоциальное поведение.
Казалось бы, одни и те же формально организованные и стихийно возникающие группы, составляя единую микросоциальную среду, выполняют, тем не менее, различные функции и являются носителями разных ценностей.
В соответствии с этой спецификой развиваются и формы взаимодействия осужденных, преобладающей чертой которых служит неформальность взаимоотношений.
СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП.
Взаимоотношения осужденных складываются и развиваются в рамках неформальных групп, специфической чертой которых является дифференциация общения и межличностных статусов.
Наблюдения показывают, что в пенитенциарных учреждениях любого типа подавляющее число осужденных (от 90 до 96%) входят в неформальные группы различной направленности.
Объем этих групп варьирует, как правило, от двух до семи человек.
В некоторых колониях их численность превышает 10-15 осужденных и более.
Образование таких групп строится главным образом на принципах психологической совместимости, общности взглядов и интересов (возраст, территория, ценностные ориентации).
Нередко включение в неформальные группы является следствием психологического давления (26.
8%) или же диктуется стремлением к доминированию над остальными осужденными (15.4%).
Последняя тенденция особенно характерна для осужденных молодежного возраста, имеющих устойчивые антисоциальные взгляды, а также лиц, чья

[Back]