программы, зависящий от поставленных педагогических целей и предполагаемой организации учебного процесса. Для поддержания высокого уровня внимания и повышения количества усвоенной за единицу времени информации, Т.А. Бабенко использовались некоторые мультимедиа методы воздействия на психик)', сознание и память: • в представлении учебного материала были использованы такие методы воздействия на внутренние механизмы стимулирования внимания как “ожидание события” и “пауза”; • в качестве средства визуализации некоторых исторических процессов использовались анимационные ролики в сочетании с изображением и музыкой, чго позволило учащимся на подсознательном уровне овладеть механизмом “понимания” событий; • для привлечения особого внимания в определенные моменты использовались различные мультимедиа эффекты, позволяющие реализовывать функции “неожиданности” за счет так называемой “психологической встряски” благодаря техническим возможностям организации интерфейса [ 21, С.101-102]. Т.А. Бабенко считает, что спецкурс “Применение средств мультимедиа в обучении студентов гуманитарных факультетов компьютерным технологиям” позволяет осуществить профессионально-ориентированный и гуманистический подход к изучению дисциплины “Современные информационные технологии” студентами гуманитарных специальностей университета. Кроме того, как отмечает автор, программа на базе средств мультимедиа позволяет осуществить требования к индивидуализации учебного процесса. A.A. Дикая в своем исследовании доказывает, что средства новых информационных технологий способствуют эффективной активизации познавательной деятельности обучающихся. Она определяет роль условий активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе овладения новыми информационными технологиями. A.A. Дикая выделяет такие условия для активизации учебной деятельности обучающихся как: 1. использование исследовательского принципа в обучении, сочетая групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности; 2. построение учебных занятий на основе высокой информационной насыщенности учебного материала, выделения опорных понятий и ведущих идей курса; 1 1 9 |
В своем исследовании Т.А. Бабенко построила спецкурс “Применение средств мультимедиа в обучении студентов гуманитарных факультетов компьютерным технологиям” [13]. Построение этого спецкурса включало следующие этапы: разработка критериев целесообразности практического использования средств мультимедиа для создания программных средств учебного назначения; разработка педагогического сценария (здесь же создание медиатеки с использованием ресурсов сети Интернет); выбор среды создания программы, зависящий от поставленных педагогических целей и предполагаемой организации учебного процесса. Следует отметить, что для поддержания высокого уровня внимания и повышения количества усвоенной в единицу времени информации, Т.А. Бабенко использовались некоторые мультимедиа методы воздействия на психику, сознание и память: ■ в представлении учебного материала были использованы такие методы воздействия на внутренние механизмы стимулирования внимания как “ожидание события” и “пауза”; ■ для привлечения особого внимания в определенные моменты использовались различные мультимедиа эффекты, позволяющие реализовывать функции “неожидаемости” за счет так называемой “психологической встряски” благодаря техническим возможностям организации интерфейса; ■ в качестве средства визуализации некоторых исторических процессов использовались анимационные ролики в сочетании с изображением и музыкой, что позволило учащимся на подсознательном уровне овладеть механизмом “понимания” событий [13, С.101-102]. По мнению Т.А. Бабенко, спецкурс “Применение средств мультимедиа в обучении студентов гуманитарных факультетов компьютерным технологиям” позволяет осуществить профессионально-ориентированный и гуманистический подход к изучению дисциплины “Современные 133 информационные технологии” студентами гуманитарных специальностей университета. Кроме того, как отмечает автор, программа на базе средств мультимедиа позволяет осуществить требования к индивидуализации учебного процесса. Целью экспериментальной работы Г.М. Шампанер являлась проверка эффективности использования технологии мультимедиа в образовательном процессе [134]. В ходе этой работы был проведен анализ существующих курсов на базе технологии мультимедиа и установлены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс проектирования, создания и использования технологий мультимедиа в образовательном процессе. После проведения предварительного среза, показавшего недостатки существующих компьютерных программ на базе технологии мультимедиа, Г.М. Шампанер был определен тип учебной компьютерной технологии, ее структура и содержание, этапы организации и виды проведения контроля. На этапе создания данного мультимедийного курса осуществлялась программная разработка универсальной мультимедиа оболочки, педагогического сценария, информационных блоков, проверялась эффективность решения дидактических задач: активизация учебнопознавательной деятельности обучающихся, формирование устойчивых умений и навыков, обеспечение постоянной мотивации за счет интерактивности обучения, развитие информационной культуры обучающихся, развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной) за счет одновременного воздействия визуальной и аудиоинформации, развитие мышления (наглядно-действенного, творческого, логического), активизация внимания за счет интерактивности и погружения обучающегося в реальный образовательный процесс, обеспечивая тем самым активную самостоятельную работу обучающихся. Содержание структуры курсау по мнению Г.М. Шампанер, зависит от целей и задач обучения, специфики учебной дисциплины, характера 134 |