вооружение обучаемых стратегией усвоения учебного материала; развитие творческих качеств личности, формирование логического образа мышления. Эти требования в различных комбинациях предъявляются к большинству компьютерных средств учебного назначения и являются в целом универсальными, а потому могут проецироваться и на организацию информационной системы на основе мультимедиа средств. Е.В. Филимонова полагает, что реализация основных методических, дидактических, педагогических и психологических принципов интерактивного обучения в компьютерной среде осуществляется следующим образом [191, с. 116-119]: Методические принципы: -индивидуальный темп работы; -многократность предъявления; индивидуализация: а) для слабых компьютер реализует стратегию повторения и заучивания (неоднократно обращаясь к одному и тому же материалу); б) для сильных программа обеспечивает возможность проявления интеллектуальной, инициативы со стороны учащегося, направляет его на исследование и осознание условий учебной деятельности; в) открывает пути коллективного взаимодействия, то есть компьютер становится важнейшим средством дальнейшего интеллектуального роста и умственного развития обучаемых; оперативность; способность к управлению; дробление материала на небольшие порции; смена одного задания другим. Дидактические принципы и задачи: создание обучающей среды с ярким и наглядным представлением информации, используя различные приемы (подчеркивание, указательные стрелки, нестандартное расположение на экране, цветное изображение, звуковое сопровождение); презентация учебного материала, включая интерактивные приложения; организация тренировки, с привлечением большого количества примеров и возможность обращения к необходимой формации при выполнении практических заданий; 65 |
■ индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет возможностей постепенного продвижения к цели по этапам различной сложности; ■ осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов; ■ осуществление самоконтроля и самокоррекции; ■ обеспечение возможности тренажа; ■ наглядность в демонстрации динамики изучаемых процессов, графическая интерпретация исследуемых закономерностей; ■ моделирование изучаемых процессов с управлением ими самим обучаемым; ■ создание и использование информационных управляемых баз данных, необходимых как при организации, так и при проведении учебновоспитательного процесса в ВУЗах; ■ усиление мотивации обучения за счет изобразительных средств программы или за счет игровых ситуаций; ■ вооружение обучаемых стратегией усвоения учебного материала; ■ развитие творческих качеств личности, формирование логического образа мышления. Эти требования в различных комбинациях предъявляются к большинству компьютерных средств учебного назначения и являются в целом универсальными, а потому могут проецироваться и на организацию информационной системы на основе мультимедиа средств. Е.В. Филимонова полагает, что реализация основных методических, дидактических, педагогических и психологических принципов интерактивного обучения в компьютерной среде осуществляется следующим образом [127, С. 116-119]: Методические принципы: ■ индивидуальный темп работы; • многократность предъявления; ■ индивидуализация: а) для слабых компьютер реализует стратегию повторения и заучивания (неоднократно обращаясь к одному и тому же материалу); б) для сильных программа обеспечивает возможность проявления интеллектуальной инициативы со стороны учащегося, направляет его на исследование и осознание условий учебной деятельности; в) открывает пути коллективного взаимодействия, то есть компьютер становится важнейшим средством дальнейшего интеллектуального роста и умственного развития обучаемых; ■ оперативность; ■ способность к управлению; ■ дробление материала на небольшие порции; ■ смена одного задания другим. Дидактические принципы и задачи: ■ создание обучающей среды с ярким и наглядным представлением информации, используя различные приемы (подчеркивание, указательные стрелки, нестандартное расположение на экране, цветное изображение, звуковое сопровождение); ■ презентация учебного материала, включая интерактивные приложения; ■ организация тренировки, с привлечением большого количества примеров и возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий; ■ контроль и оценка знаний, с осуществлением обратной связи, что в конечном итоге помогает реализовать принцип прочности знаний; ■ визуализация учебного материала служит средством развития эмоциональной и понятийной структуры мыслительной деятельности; ■ развитие внимания, памяти, способности анализировать; ■ сохранение преемственности материал связывается с пройденным или новая информация преподносится в знакомом контексте; ■ выпуск специального приложения (методические указания) |