Проверяемый текст
Колесова, Татьяна Валерьевна; Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе (Диссертация 2004)
[стр. 83]

По мнению ученых (A.B.
Осип, И.Н.
Горелов), аудиоряд мультемидийных программ представляет собой звуковую информацию -музыку, речь, звуковые эффекты, где звуки, в свою очередь, подразделяются и буквальные (точные) и абстрактные [123,48].
Буквальные звуки необходимы для создания ощущения реальности: так, это могут быть слова, произносимые актером; музыка, исполняемая музыкальным коллективом; или звуки, ассоциируемые с тем или иным окружением, либо двигающимися объектами.
Абстрактные звуки, несмотря на то, что они не всегда непосредственно относятся к содержанию, тем не менее, добавляют эмоциональную окраску тому или иному отрезку информации.
Информация, передаваемая с помощью звука,
является такой же неотъемлемой частью процесса коммуникации, как и визуальная информация, хотя неоспоримым является тот факт, что значительно большую часть всей информации человек воспринимает и усваивает в результате зрительного контакта.
На этот факт указывают многочисленные исследования в области психологии и педагогики (И.П.Павлов, М.
Вебер, Г.
Фехнер, И.Е.
Вострокнутов, К.Н.
Дудкин, В.М.Величковский, В.А.
Сластенин).
В целом, эти исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%,зрительного 25%, а их одновременное использование в процессе обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

По содержанию аудиоряд (в данном случае речевая информация) мультимедиапрограмм представляет собой концентрированный научный комментарий учебного материала, предъявляемый в вербально-звуковой форме.
С помощью звукового ряда содержание представляется в большинстве случаев на теоретическом уровне, что предполагает именно вербальную форму изложения.
Между содержанием и формой звукового ряда учебных экранных средств существует органическая взаимосвязь, единство, в котором форма сообщения информации детерминирована ее учебным содержанием.

Остановимся далее на тех возможностях звуковой информации, которые могут быть реализованы с помощью компьютера в мультимедийных программах.
Согласно
ряда исследований в области аудиоряда, звук сам по себе обладает определенными значениями: создание ощущения времени, места, реальности, а также передает эмоции.
Создание ощущения реальности с помощью звука может включать в себя
83
[стр. 81]

■ в семиотическом аспекте, как сообщение, зафиксированное иконическими знаками (или закодированное с помощью условных знаков); ■ в эстетическом аспекте, как совокупность изображений, эстетически организованных в соответствии с законами искусства [91, 33, 152, 156].
В целом же видеоряд учебного информационного экранного средства они определяют как источник структурно-целостной стимульной информации, учебное содержание которой предъявляется в соответствии с дидактическими требованиями с помощью проекции изображений принципиально наблюдаемых явлений, зафиксированных иконическими или условными знаками в эстетически организованной форме.
Таким образом, можно утверждать, что учет особенностей построения формы и содержательного наполнения визуального ряда мультимедиапрограмм позволяет констатировать наличие у мультимедийных программных средств возможностей влиять на развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности обучаемых.
Далее обратимся к рассмотрению особенностей аудиоряда мультимедиа-программ.
По мнению ученых (A.B.
Осин, И.Н.
Горелов, С.В.
Фадеев), аудиоряд мультимедийных программ представляет собой звуковую информацию музыку, речь, звуковые эффекты, где звуки, в свою очередь, подразделяются на буквальные (точные) и абстрактные [91, 29, 126].
Буквальные звуки необходимы для создания ощущения реальности: так, это могут быть слова, произносимые актером; музыка, исполняемая музыкальным коллективом; или звуки, ассоциируемые с тем или иным окружением, либо двигающимися объектами.
Абстрактные звуки, несмотря на то, что они не всегда непосредственно относятся к содержанию, тем не менее, добавляют эмоциональную окраску тому или иному отрезку информации.
Информация, передаваемая с помощью звука
и воспринимаемая на слух, является такой же неотъемлемой частью процесса коммуникации, как и

[стр.,82]

визуальная информация, хотя неоспоримым является тот факт, что значительно большую часть всей информации человек воспринимает и усваивает в результате зрительного контакта.
На этот факт указывают многочисленные исследования в области психологии и педагогики (И.П.
* Павлов, М.
Вебер, Г.
Фехнер, И.Е.
Вострокнутов, К.Н.
Дудкин, В.М.
Величковский, В.А.
Сластенин).
В целом, эти исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного 25%, а их одновременное использование в процессе обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Звуковой ряд мультимедийных программ рассматривается исследователями (Осин А.
В., Клемешова Н.
В., Петровский А.
В., Нечаева Н.
Н.) как вспомогательная модальность в общей структуре мультимедиа-сообщения [91, 51, 83, 106].
Его функциями являются: ■ пояснять трудные для восприятия и осмысления моменты содержания зрительного ряда; % ■ концентрировать внимание обучающихся на элементах, необходимых для понимания сути представляемого учебного материала; а подчеркивать внутреннюю логику демонстрируемых явлений и процессов.
По содержанию аудиоряд (в данном случае речевая информация) мультимедиа-программ представляет собой концентрированный научный комментарий учебного материала, предъявляемый в вербальнозвуковой форме.
С помощью звукового ряда содержание представляется в большинстве случаев на теоретическом уровне, что предполагает именно вербальную форму изложения.
Между содержанием и формой звукового ряда учебных экранных средств существует органическая взаимосвязь, единство, в котором форма сообщения информации детерминирована ее учебным * содержанием.

82

[стр.,83]

Остановимся далее на тех возможностях звуковой информации, которые могут быть реализованы с помощью компьютера в мультимедийных программах.
Согласно
ряду исследований в области аудиоряда, звук сам по себе обладает определенными значениями: создание ощущения времени, места, реальности, а также передает эмоции.
Создание ощущения реальности с помощью звука может включать в себя
как воспроизведение звуков реального мира, так и передачу ощущения близости и соответствующего окружения слушающего.
Компьютер позволяет подобрать и варьировать уровень звучания таким образом, что у пользователя создается ощущение приближенности к источнику звука, и, таким образом, усиливается ощущение реальности.
Звуковые эффекты также способны добавлять определенные значения той или иной сцене.
Так, например, тиканье часов сразу же вызывает представление о времени, ожидании или предвкушении чего-либо.
Тишина может создавать ощущение напряженности, и даже в большей степени, если другие изображения сопровождались звуком.
Ощущение времени создается также включением музыкальных произведений, относящихся к определенному историческому периоду.
Звучание музыкальных инструментов, принадлежащих к различным национальным культурам, "переносит" слушателя в ту или иную страну, создавая специфический национальный колорит.
Однако, специалисты (С.
Алтен, Б.
Бартлет, X.
Рачлин, К.
Явелоу), исследовавшие воздействие звуковой информации на усвоение визуального сообщения, подчеркивают, что музыка, которая сопровождает значимые действия или диалог на экране, должна быть практически незаметной.
Сопровождающая музыка должна оставаться на эмоциональном, подсознательном уровне, а не восприниматься сознательно.
Этот вывод еще раз свидетельствует в пользу необходимости разумной интеграции аудио и визуальных элементов.

[Back]