Проверяемый текст
Чубай Светлана Анатольевна. Диалогичность современной политической рекламы (Диссертация 2007)
[стр. 104]

которые находят отклик в микрорепликах-реакциях текстов писем читателей.
Авторов текстов проблемных статей мы представляем как адресантов, читателей (авторов писем) как адресатов.
5.
Так как диалогичность свойственна различным монологическим текстам, мы вслед за О.А.
Прохватиловой выделяем два типа диалогичности: внешнюю и внутреннюю.
6.
Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации
(реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию), актуализацией «ты»-сферы, обеспечивающей диалогизацию высказывания и формирующей внешнюю диалогичность речевого произведения.
7.
Помимо внешней диатогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность.
Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация, т.е.

актуализация «я»-сферы (сферы субъекта речи) высказывания
(предложения).
8.
Выявляя круг средств — маркеров диалогичности, ученые выделяют ядерные и периферийные средства передачи чужой речи для обозначения или реализации диатогических отношений.
Включенная в монолог чужая речь, являя собой персонифицированное и авторизированное отражение разных смысловых позиций,
воплощает конфликтные или унисонные диалогические взаимоотношения высказываний в пределах монологического контекста, сигнализирует о его диалогичности.
9.
К числу релевантных признаков диалогичности и
монологичносги в газетном тексте относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи).
Такой подход позволяет выделить
два типа диалогичности в проблемной статье: внешнюю диалогичность, непосредственно связанную с явлением адресации и актуализацией «ты»-сфсры высказывания; внутреннюю диалогичность, источником которой является актуализация «я»-сферы высказывания.
104
[стр. 70]

«ты»-сфера» [Шмелева 1995; 147].
Исходя из этого, в предложении (высказывании) выделяют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи («я» сфера) и сфера адресата речи («ты» сфера) [Прохватилова 1999; Шмелева 1996].
Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации.

Адресация это реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию, актуализация «ты» сферы, обеспечивающая диалогизацию высказывания и формирующая внешнюю диалогичность речевого произведения в целом.
Внешняя диалогичность это экспликация в речи отношений «говорящий слушающий» (в высказывании), «пишущий читающий» (в тексте), возникающие благодаря актуализации в высказывании (предложении) «ты» сферы (сферы адресата речи) [Прохватилова 1999: 254].
Помимо внешней диалогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность.
Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация.
Термин
авторизация по-разному понимается в современной лингвистике.
Н.Н.
Кохтев трактует авторизацию «как способ, проявление «я» оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателем» [Кохтев 1996: 145].
О.А.
Прохватилова под авторизацией понимает указание на то, является ли говорящий источником информации, и связывает феномен авторизации с модификациями «я» сферы высказывания, которые возникают путем замещения в речи позиции говорящего лица [Прохватилова 1999:255].
Таким образом, внутренняя диалогичность, по мысли исследователя, актуализация «я» сферы (сферы субъекта речи) высказывания 70

[стр.,95]

речемыслительной категории речи, которая характеризуется набором признаков в плане содержания и комплексом моделей в плане выражения [Прохватилова 1999].
К числу релевантных признаков диалогичности и
монологичности относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи).
Такой подход позволяет выделить
три типа диалогичности: • внешнюю диалогичность, непосредственно связанную с явлением адресации и актуализацией «ты»-сферы высказывания; • внутреннюю диалогичность, источником которой является актуализация «я»-сферы высказывания, возникающая путем замещения в речи позиции говорящего лица; • глубинную диалогичность, отражающую специфику духовной речи и выделяющуюся на основании актуализации «я»-сферы и «ты»-сферы высказывания, и появлении особого адресата речи [Прохватилова 1999].
Определяется общетеоретический подход к пониманию сущности диалогичности в рамках данного исследования: понятия диалогичность :: монологичность рассматриваются в рамках категории речи.
Отмечается, что коррелятивные отношения диалогичности и монологичности создают единую речемыслительную функционально-семантическую категорию.
Понятия «монологичность» и «диалогичность» обладают номенклатурой признаков, функционально-семантический характер соотношения которых обеспечивает доминирование диалогичности или монологичности в речи.
Подчеркивается, что монологичность речи характеризуется высокой степенью участия субъекта речи в процессе речепроизводства.
Диалогичность речи связана с варьированием этого признака по шкале «высокая степень участия низкая степень участия».
Таким образом, диалогичность определяется как «свойство текста (высказывания), отражающего отношение говорящего и слушающего, субъекта и адресата речи, отношение «я» сферы и «ты» сферы модуса 95

[стр.,137]

интерпретационной и авторитарной функциях.
В тех случаях, когда речь идет о функциях отсылки к источнику, отражения речемыслительной деятельности говорящего и выражения смысловой позиции других авторов, а также конструктивной, субститутивной и орнаментальноорганизующей функциях чужого высказывания, характер диалогических взаимоотношений авторского и цитируемого слова может носить как конфликтный, так и унисонный характер.
Итак, включенная в монолог чужая речь, являя собой персонифицированное и авторизированное отражение разных смысловых позиций, точек зрения, воплощает конфликтные или унисонные диалогические взаимоотношения высказываний в пределах монологического контекста, манифестирует его диалогичность.
Этот тип диалогичности мы, вслед за О.А.
Прохватиловой, будем называть внутренней диалогичностью.
Ее специфика состоит в том, что, реализуя в монологическОхМ контексте один из основных признаков диалога реплицирование, внутренняя диалогичность связана с актуализацией «я» сферы высказывания и сопровождается хмодификациями этой сферы.
Внутренняя диалогичность имеет свою систему средств экспликации, которая объединяет такие способы введения в монолог чужой речи, как прямая речь и разновидности косвенной речи.
Определяя цитацию как воспроизведение чужой речи (в том или ином виде) в принимающем тексте и имея целью рассмотреть способы создания внутренней диалогичности ТПР, что включает описание различных модификаций прямой и косвенной речи, представляется целесообразным принять расширенную классификацию форм чужой речи.
Имеющийся в нашем распоряжении .материал позволяет нам выделить следующие формы передачи чужой речи, представленные в ТПР: • собственно прямая речь (дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемое комментирующей репликой говорящего (словами автора)) [ЛЭС : 404]; 137

[Back]