Проверяемый текст
Арутюнова Анаида Юрьевна. Диалогичность текста и категория связности (Диссертация 2007)
[стр. 11]

на изменение, открытости обновлению и выходу в социальный контекст оно близко к пониманию сущности диалога у М.М.
Бахтина.
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia
"сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь".
Первую часть термина можно интерпретировать
как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог разделенное слово, взаимная речь», т.е.
разговор, который ведут два или более человек.
В отличие от диалога монолог (от греческих корней: monos
«один» и уже известного logos) это «единое, как бы ни с кем не разделенное слово (речь)» [Михневич 1994: 193].
Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми,
из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь [Bohm 1997].
Такое понимание диалога делает условным различие между диалогом и монологом, так как даже один человек может вести диалог с самим собой или с другими людьми внутри себя.
«Важно лишь внимание к Другому внутри или вокруг нас.
Только тогда появляется разделенное слово, значение, смысл.
Благодаря диалогу человек говорит и думает; разделенное слово объединяет, цементирует любое сообщество людей.
В диалоге не может быть выигрыша или победы, так как это игра не против друг друга, а друг с другом и здесь главное общее участие и общее достижение (новый смысл)»
[Арутюнова 2007: 21 ].
Исторически диалог как форма общения людей появился раньше монолога, что социально обусловлено.
Человек изначально, в силу своей природы, не может не общаться с другим человеком, с природой, Богом, реальным или виртуальным миром, самим собой.
Даже пространный монолог, казалось бы, не связанный непосредственно с ситуацией общения, всегда кому-то адресован, с одной стороны, и с другой является реакцией, репликой на предшествующий контекст, конфликт, ситуацию.
Поэтому монолог называют иногда остановленным диалогом, т.е.
высказыванием, как бы извлеченным из диалога
[Арутюнова 2007: 22].
Так как объектом исследования являются 11
[стр. 20]

20 речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора» (СЛТ 2004, 132).
Данное определение подчеркивает важную сторону организации диалога как формы речи: наличие адресата, общая тематика высказываний, разговорность.
Однако этим не исчерпывается содержание термина.
Начиная с 90-х годов прошлого века лингвистические словари, справочники и энциклопедии определяют диалог шире, с учетом диалогической теории М.М.
Бахтина и его последователей.
В Лингвистическом энциклопедическом словаре диалог, или диалогическая речь, определяется как «форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.
Для диалогической речи типично содержательная (вопрос/ответ, согласие/возражение) и конструктивная связь реплик» (ЛЭС 2002, 135).
Данное определение включает не только наличие адресата и адресанта, формальное и содержательное единство реплик, но и конститутивный момент формирование языкового состава высказывания адресанта под влиянием адресата.
Чтобы понять, как далеко шагнула наука со времени, когда было дано первое приведенное определение диалога (1969 г.
время выхода в свет первого издания словаря О.С.
Ахмановой), сравним его со следующим определением: «Диалог это особая форма общения с возможностью совершенствования процессов совместного познания, координации действий среди коллективов и достижения подлинных социальных изменений» (Isaacs 1996, 20).
Это определение, данное в духе социального конструктивизма, основано на философии диалога М.
Бубера и теории открытого диалога Д.
Бома (Бубер 1994; Bohm 1997).
По направленности на изменение, открытости обновлению и выходу в социальный контекст оно близко к пониманию сущности диалога у М.М.
Бахтина.
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia
“сквозь, через” (а не два, как принято считать) и корня logos “слово, значение, речь”.
Первую часть термина можно интерпре


[стр.,21]

21 тировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог разделенное слово, взаимная речь», т.е.
разговор, который ведут два или более человек.
В отличие от диалога монолог (от греческих корней: monos
“один” и уже известного logos) это «единое, как бы ни с кем не разделенное слово (речь)» (Михневич 1994, 193).
Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми,
среди нас и через нас, из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь (Bohm, 1997).
Такое понимание диалога делает условным различие между диалогом и монологом, так как даже один человек может вести диалог с самим собой или с другими людьми внутри себя.
Важно лишь внимание к Другому внутри или вокруг нас.
Только тогда появляется разделенное слово, значение, смысл.
Благодаря диалогу человек говорит и думает; разделенное слово объединяет, цементирует любое сообщество людей.
В диалоге не может быть выигрыша или победы, так как это игра не против друг друга, а друг с другом и здесь главное общее участие и общее достижение (новый смысл).

Исторически диалог как форма общения людей появился раньше монолога, что социально обусловлено.
Человек изначально, в силу своей природы, не может не общаться с другим человеком, с природой, Богом, реальным или виртуальным миром, самим собой.
Даже пространный монолог, казалось бы, не связанный непосредственно с ситуацией общения, всегда кому-то адресован, с одной стороны, и с другой является реакцией, репликой на предшествующий контекст, конфликт, ситуацию.
Поэтому монолог называют иногда остановленным диалогом, т.е.
высказыванием, как бы извлеченным из диалога.

Всестороннее изучение диалога как формы существования языка ведется с 20-х годов прошлого столетия, когда в трудах Л.П.
Якубинского, Л.В.
Щербы, Е.Д.
Поливанова, В.Н.
Волошинова, В.В.
Виноградова и М.М.
Бахтина был заложен теоретический фундамент для всех дальней

[Back]