Проверяемый текст
Чубай Светлана Анатольевна. Диалогичность современной политической рекламы (Диссертация 2007)
[стр. 20]

диалогичности в русле интерпретаций и развития идеи диалогичного слова М.М.
Бахтина [см.: Бонецкая 1995;
Лахманн 1996; Мак-Клеллан 1995].
При этом подчеркивается риторическое «происхождение» бахтинской концепции диалогичности; дается определение сущностной характеристики диалогичности или, по Бахтину, «двуголосого» слова, состоящего в двунаправленности высказываний такого рода.
«Двуголосое слово, пишет Вильям Мак-Клеллан,
намеренно направлено и на предмет речи и на другое высказывание» [МакКлеллан 1995: 87].
Кроме того, диалогичность в литературоведении понимается и как интертекстуальность, которая предполагает диалог автора с предшественниками (реминисценции), и как проявление оппозиции «я другой» в диалоге автора с героем, писателя с читателем, в сознании персонажа [см.: Бизева 2000; Чернец 1994].
В стилистике понятие
диалогичносги монологической речи долгое время рассматривалось на материале художественной речи, и здесь понятие диатогичности соприкасается и соотносится с понятием драматургичности, драматизированности монолога, с одной стороны [Виноградов 1959], и с понятием полифоничности повествования, то есть его способности аккумулировать, соединять в себе разные субъектно-речевые сферы, чужое слово, с другой [Бахтин 1994].
Осмысление и развитие идей М.М.
Бахтина и В.В.
Виноградова в современной стилистике ведется в нескольких направлениях: рассматриваются причины возникновения
диатогичности в монологических текстах [Алексеева 2005; Дускаева 2004; Якобсон 1975;]; выявляются функции диалогичности [Винокур 1990; Кожина 1986; Прохватилова 1999]; определяются особенности диалогичности в текстах разной жанровой и стилевой принадлежности [Бузаров 2002; Кожина 1981; 1986]; описываются отдельные приемы, порождающие диалогичность монологической речи [Винокур 1990; Кожина 1981; Разинкина 1978; Славгородская 1986; Светана 1985 и др.].
При этом обнаруживаются различия в трактовке понятия диалогичности и ее признаков.

20
[стр. 63]

взаимопереходности объединяет многие работы, посвященные изучению форм речевого общения [см., например: Алексеева 2005; Будагов 1974; Бизева 2000; Винокур 1955; Дускаева 2003; Йотов 1977; Кожина 1981; Лаптева 1976; Холодович 1967; Якубинский 1923 и др.].
Итак, в рамках решения проблемы соотношения диалога и монолога с учетом коммуникативной природы языка современными исследователями выдвигается положение о диалогичности как особом свойстве, признаке монологической речи.
Феномен диалогичности слова, высказывания, текста, мышления является предметом исследования целого ряда наук гуманитарного цикла риторики, литературоведения, лингвистики, стилистики, психологии, в каждой из которых формируется свое представление о сущности и функциях этого явления.
Кроме того, на трактовке диалога, обозначенной в трудах М.М.
Бахтина, базируются не только лингвистические концепции, но и концепции, развиваемые философами (С.С.
Гусевым и Г.Л.
Тульчинским), психологами (Б.М.
Ломовым, Г.М.
Кучинским, Т.А.
Флоренской), теоретиками журналистики (В.Д.Мансуровой, В.Ф.Олешко, А.В.Ольховниковым) и мн.
др.
Так, в современной риторике понятие диалогичности речи рассматривается в нескольких аспектах.
Одни исследователи обращаются к феномену диалогичности в русле интерпретаций и развития идеи диалогичного слова М.М.
Бахтина [см.: Бонецкая 1995;
Вакулова 2005; Лахманн 1996; Мак-Клеллан 1995; Пелицци 1996].
При этом подчеркивается риторическое «происхождение» бахтинской концепции диалогичности; дается определение сущностной характеристики диалогичности или, по Бахтину, «двуголосого» слова, состоящего в двунаправленности высказываний такого рода.
«Двуголосое слово, пишет Вильям Мак-Клеллан,
намерено направлено и на предмет речи и на другое высказывание.
Для сравнения, монологическое слово ориентировано главным образом на объект высказывания и имеет лишь 63

[стр.,66]

основывается на бахтинской концепции полифонии литературного произведения, его идее универсальности диалогических отношений и сопряжено с характеристикой вовлеченности сознания, поведения, высказывания говорящего лица в процессы межличностного общения [см.: Лртюшков 2000; Большакова 2003; Нестеров 1996].
Кроме того, диалогичность понимается и как интертекстуальность, которая предполагает диалог автора с предшественниками (реминисценции), и как проявление оппозиции «я другой» в диалоге автора с героем, писателя с читателем, в сознании персонажа [см.: Бизева 2000; Чернец 1994].
В стилистике понятие
диалогичности монологической речи долгое время рассматривалось на материале художественной речи, и здесь понятие диалогичности соприкасается и соотносится с понятием драматургичности, драматизированности монолога, с одной стороны [Виноградов 1963], и с понятием полифоничности повествования, то есть его способности аккумулировать, соединять в себе разные субъектноречевые сферы, чужое слово, с другой [Бахтин 1994].
Осмысление и развитие идей М.М.
Бахтина и В.В.
Виноградова в современной стилистике ведется в нескольких направлениях: рассматриваются причины возникновения
диалогичности в монологических текстах [Алексеева 2005; Дускаева 2004; Лаптева 1990; Якобсон 1975;]; выявляются функции диалогичности [Бедрина 2001; Винокур 1990; Кожина 1986; Прохватилова 1999; Шелюто 1957]; определяются особенности диалогичности в текстах разной жанровой и стилевой принадлежности [Бузаров 2002; Кожина 1981; 1986; Левшун 1992; Шелютто 1957]; описываются отдельные приемы, порождающие диалогичность монологической речи [Винокур 1990; Кожина 1981; Красавцева 1987; Нистратова 1985; Разинкина 1978; Славгородская 1978; Светана 1985 и др.].
При этом обнаруживаются различия в трактовке понятия диалогичности и ее признаков.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой 66

[Back]