лингвистическое проявление в речи (в тексте) коммуникативной функции языка, это текстовое обнаружение социальной сущности языка (и мышления). Если коммуникативная функция языка как системы его единиц «предназначение языка» в обществе, то диапогичность в широком смысле это экспликация коммуникативной функции в речи, в функционирующем языке, т.е. выраженность в тексте коммуникативной функции языка как социального явления [см.: Кожина 1986: 371. Таким образом, мы наблюдаем разнообразие исследовательских подходов к изучению диалогичности как свойства монолога. Так как в нашей работе мы рассматриваем монологические по форме тексты проблемных статей и тексты писем-откликов, мы можем говорить об их диалогичности и о диалогических отношениях, возникающих между ними. Однако, перед тем, как рассмотреть такие диалогические отношения в тексте, нам представляется необходимым описать особенности опосредованной формы диалога. 1.3 Опосредованный диалог и его особенности Существует много работ, посвященных диалогу, в частности, научный обзор, связанный с анализом исследований зарубежных лингвистов [Диалог 1991]. Немалая роль в разработке теоретических основ диалога, как мы уже отмечали, принадлежит и отечественной лингвистике. По предстаалениям М.М. Бахтина, «диалог классическая форма речевою общения», в основе которой смена речевых субъектов, где высказывания собеседников (партнеров диалога) реплики сменяют друг друга: «каждая реплика обладает специфической завершенностью, выражая некоторую позицию говорящего, на которую можно ответить, в отношении которой можно занять ответную позицию [Бахтин 1986: 441 445]». (Ср.: суп» диалога по Гадамеру «в другом человеке мы сталкиваемся с тем, чего еще нс было в нашем собственном опыте» [Диалог 1991: 21]). Отметим, что современное предстааление о диалоге заложено Л.П. Якубинским. Он один из первых увидел необходимость разграничения непосредственного диалога 22 |
риторический вопрос [там же]. М.Н. Кожина, в свою очередь, отмечает, что диалогичность не просто стилистический прием, как полагают некоторые исследователи. Диалогичность это лингвистическое проявление в речи (в тексте) коммуникативной функции языка, это текстовое обнаружение социальной сущности языка (и мышления). Если коммуникативная функция языка как системы его единиц «предназначение языка» в обществе, то диалогичность в широком смысле это экспликация коммуникативной функции в речи, в функционирующем языке, т.е. выраженность в тексте коммуникативной функции языка как социального явления [Кожина 2003]. Л.Р. Дускаева рассматривает диалогичность как выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения с целью достижения эффективности коммуникации в той или иной сфере общения. Это, по мнению исследователя, важнейшее для газетных текстов свойство, включающее помимо аспекта адресованности, аспект ответности и присущее как диалогическим текстам (типа интервью) и межтекстовым единствам (в виде диалога текстов), так и внешне монологическим публикациям (в виде внутримонологической диалогичности). Последняя, отмечает Л.Р. Дускаева, представлена не только способами и средствами, как бы заимствованными из устного диалога, но и средствами, специально для этого выработанными в письменной речи. Специфика выражения диалогичности в газетнопублицистических текстах определяется, по мысли автора, системой экстралингвистических факторов гносеологических, социальных, идеологических [Дускаева 2004]. Понятия ди&чогичность :: монологичность О.А. Прохватилова рассматривает на материале духовной речи в рамках функциональносемантической речемыслительной категории, которая характеризуется набором признаков в плане содержания и комплексом моделей в плане выражения [Прохватилова 1999]. 68 |