Проверяемый текст
Чубай Светлана Анатольевна. Диалогичность современной политической рекламы (Диссертация 2007)
[стр. 65]

[там же].
Каждый из названных типов диалогичности связан с такими явлениями, как авторизация и адресация.
В смысловой организации высказывания (предложения) объективная сторона информации (диктум) обязательно сочетается с субъективной (модус, модальность в широком смысле).
Вслед за
В.В.
Виноградовым, Э.
Бенвенистом, ее понимают как сферу говорящею.
«я»-сферу.
Модусный аспект рассматривался как необходимый элемент любого предложения многими учеными
[Бенвенист 1974; Виноградов 1975].
Прохватилова О.В.
считает, что «в модусе обнаруживается и сфера адреса,
«ты»-сфера [Прохватилова 1999: 147].
Исходя из этого, в предложении (высказывании) выделяют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи («я»-сфера) и сфера адресата речи («ты»-сфера) [Прохватилова 1999].

Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации.
Адресация это реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию, актуализация «ты»-сферы, обеспечивающая диалогизацию высказывания и формирующая внешнюю диалогичность речевого произведения в целом.
Внешняя диалогичность — это экспликация в речи отношений «говорящий слушающий» (в высказывании), «пишущий читающий» (в тексте), возникающие благодаря актуализации в высказывании (предложении) «ты»сферы (сферы адресата речи) [Прохватилова 1999: 254].
Помимо внешней диалогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность.
Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация.
Термин авторизация по-разному понимается в современной лингвистике.
Н.Н.
Кохтев трактует авторизацию как способ,
проявление «я» оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателем» [Кохтев 1996: 145].

65
[стр. 69]

Монологичность и диалогичность, по мысли исследователя, сближает то, что они являются свойствами речи, обеспечивающими ее отнесенность к тому или иному виду.
Отличия их состоят, прежде всего, в возможности (для диалогичности) и невозможности (для монологичности) обратимости адресанта и адресата речи.
Другим признаком, противопоставляющим диалогичность и монологичность, по мнению автора, является степень участия субъекта речи в процессе проповедования.
Отмечается, что этот признак устанавливается на основании описанного в специальной литературе синтезирующего свойства языковых единиц, в качестве которого принимается степень участия субъекта в описываемых событиях [термин С.П.
Лопушанской; см.: Лопушанская 1990].
К числу релевантных признаков диалогичности и монологичности относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи) [Прохватилова 1999].
На основании понимания диалогичности как свойства монологической речи, в которой проявляются те или иные признаки диалога, О.А.
Прохватилова предлагает выделить три типа диалогичности: внешнюю, внутреннюю, глубинную [там же].
Каждый из названных типов диалогичности связан с такими явлениями, как авторизация и адресация.
В смысловой организации высказывания (предложения) объективная сторона информации (диктум) обязательно сочетается с субъективной (модус, модальность в широком смысле).
Вслед за
Ш.
Балли, В.В.
Виноградовым, Э.
Бенветистом, ее понимают как сферу говорящего, «я» сферу.
Модусный аспект рассматривался как необходимый элемент любого предложения многими учеными
[Бенветист 1974; Виноградов 1975; Пешковский 1956].
Т.В.
Шмелева считает, что «в модусе обнаруживается и сфера адреса, 69

[стр.,70]

«ты»-сфера» [Шмелева 1995; 147].
Исходя из этого, в предложении (высказывании) выделяют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи («я» сфера) и сфера адресата речи («ты» сфера) [Прохватилова 1999;
Шмелева 1996].
Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации.
Адресация это реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию, актуализация «ты» сферы, обеспечивающая диалогизацию высказывания и формирующая внешнюю диалогичность речевого произведения в целом.
Внешняя диалогичность это экспликация в речи отношений «говорящий слушающий» (в высказывании), «пишущий читающий» (в тексте), возникающие благодаря актуализации в высказывании (предложении) «ты» сферы (сферы адресата речи) [Прохватилова 1999: 254].
Помимо внешней диалогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность.
Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация.
Термин авторизация по-разному понимается в современной лингвистике.
Н.Н.
Кохтев трактует авторизацию «как способ, проявление «я» оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателем» [Кохтев 1996: 145].

О.А.
Прохватилова под авторизацией понимает указание на то, является ли говорящий источником информации, и связывает феномен авторизации с модификациями «я» сферы высказывания, которые возникают путем замещения в речи позиции говорящего лица [Прохватилова 1999:255].
Таким образом, внутренняя диалогичность, по мысли исследователя, актуализация «я» сферы (сферы субъекта речи) высказывания 70

[стр.,126]

3.4.
Внутренняя диалогичность ТПР 3.4.1.
Чужая речь как манифестация внутренней биологичности В предыдущем разделе была рассмотрена внешняя диалогичность ТПР, которая связана с экспликацией отношений «адресант адресат» и возникает благодаря актуализации в высказывании «ты» сферы.
Однако не только адресация, то есть реализация в речи ее направленности на аудиторию, но и авторизация может стать источником диалогичности монологического по форме текста.
Термин авторизация имеет разные толкования в лингвистике.
Так, например, Н.Н.
Кохтев трактует авторизацию как «способ
проявления Я оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателями» [Кохтев 1997: 145].
В данной работе мы, вслед за Г.А.
Золотовой, понимаем под авторизацией указание на то, является ли говорящий источником информации [Золотова 1973: 221, 263].
Такое понимание авторизации дает нам основания утверждать, что смена источника информации или точки зрения в монологическом контексте является сигналом внутренней диалогичности текста.
Как писал Ю.М.
Лотман, «существенным признаком диалогической речи можно считать смену точек зрения.
В этом смысле можно говорить о двух принципах построения текста: монологическом, при котором текст строится как соединение повествовательных единиц с одной общей для всех фиксированной точкой зрения, и диалогическом, конструктивным принципом которого будет соединение сегментов с различными точками зрения» [Лотман 1995: 229].
При этом, диалогическая конструкция текста, как правило, возникает тогда, когда подразумевается возможность построения хотя бы двух различных высказываний об одном и том же [там же].
Мы связываем феномен авторизации с модификациями «я» сферы 126

[Back]