[там же]. Каждый из названных типов диалогичности связан с такими явлениями, как авторизация и адресация. В смысловой организации высказывания (предложения) объективная сторона информации (диктум) обязательно сочетается с субъективной (модус, модальность в широком смысле). Вслед за В.В. Виноградовым, Э. Бенвенистом, ее понимают как сферу говорящею. «я»-сферу. Модусный аспект рассматривался как необходимый элемент любого предложения многими учеными [Бенвенист 1974; Виноградов 1975]. Прохватилова О.В. считает, что «в модусе обнаруживается и сфера адреса, «ты»-сфера [Прохватилова 1999: 147]. Исходя из этого, в предложении (высказывании) выделяют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи («я»-сфера) и сфера адресата речи («ты»-сфера) [Прохватилова 1999]. Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации. Адресация это реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию, актуализация «ты»-сферы, обеспечивающая диалогизацию высказывания и формирующая внешнюю диалогичность речевого произведения в целом. Внешняя диалогичность — это экспликация в речи отношений «говорящий слушающий» (в высказывании), «пишущий читающий» (в тексте), возникающие благодаря актуализации в высказывании (предложении) «ты»сферы (сферы адресата речи) [Прохватилова 1999: 254]. Помимо внешней диалогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность. Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация. Термин авторизация по-разному понимается в современной лингвистике. Н.Н. Кохтев трактует авторизацию как способ, проявление «я» оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателем» [Кохтев 1996: 145]. 65 |
Монологичность и диалогичность, по мысли исследователя, сближает то, что они являются свойствами речи, обеспечивающими ее отнесенность к тому или иному виду. Отличия их состоят, прежде всего, в возможности (для диалогичности) и невозможности (для монологичности) обратимости адресанта и адресата речи. Другим признаком, противопоставляющим диалогичность и монологичность, по мнению автора, является степень участия субъекта речи в процессе проповедования. Отмечается, что этот признак устанавливается на основании описанного в специальной литературе синтезирующего свойства языковых единиц, в качестве которого принимается степень участия субъекта в описываемых событиях [термин С.П. Лопушанской; см.: Лопушанская 1990]. К числу релевантных признаков диалогичности и монологичности относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи) [Прохватилова 1999]. На основании понимания диалогичности как свойства монологической речи, в которой проявляются те или иные признаки диалога, О.А. Прохватилова предлагает выделить три типа диалогичности: внешнюю, внутреннюю, глубинную [там же]. Каждый из названных типов диалогичности связан с такими явлениями, как авторизация и адресация. В смысловой организации высказывания (предложения) объективная сторона информации (диктум) обязательно сочетается с субъективной (модус, модальность в широком смысле). Вслед за Ш. Балли, В.В. Виноградовым, Э. Бенветистом, ее понимают как сферу говорящего, «я» сферу. Модусный аспект рассматривался как необходимый элемент любого предложения многими учеными [Бенветист 1974; Виноградов 1975; Пешковский 1956]. Т.В. Шмелева считает, что «в модусе обнаруживается и сфера адреса, 69 «ты»-сфера» [Шмелева 1995; 147]. Исходя из этого, в предложении (высказывании) выделяют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи («я» сфера) и сфера адресата речи («ты» сфера) [Прохватилова 1999; Шмелева 1996]. Понятие внешней диалогичности непосредственно связано с явлением адресации. Адресация это реализация в речи ее направленности непосредственно на аудиторию, актуализация «ты» сферы, обеспечивающая диалогизацию высказывания и формирующая внешнюю диалогичность речевого произведения в целом. Внешняя диалогичность это экспликация в речи отношений «говорящий слушающий» (в высказывании), «пишущий читающий» (в тексте), возникающие благодаря актуализации в высказывании (предложении) «ты» сферы (сферы адресата речи) [Прохватилова 1999: 254]. Помимо внешней диалогичности в монологическом тексте отражается внутренняя диалогичность. Источником диалогичности монологичното по форме текста может стать авторизация. Термин авторизация по-разному понимается в современной лингвистике. Н.Н. Кохтев трактует авторизацию «как способ, проявление «я» оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателем» [Кохтев 1996: 145]. О.А. Прохватилова под авторизацией понимает указание на то, является ли говорящий источником информации, и связывает феномен авторизации с модификациями «я» сферы высказывания, которые возникают путем замещения в речи позиции говорящего лица [Прохватилова 1999:255]. Таким образом, внутренняя диалогичность, по мысли исследователя, актуализация «я» сферы (сферы субъекта речи) высказывания 70 3.4. Внутренняя диалогичность ТПР 3.4.1. Чужая речь как манифестация внутренней биологичности В предыдущем разделе была рассмотрена внешняя диалогичность ТПР, которая связана с экспликацией отношений «адресант адресат» и возникает благодаря актуализации в высказывании «ты» сферы. Однако не только адресация, то есть реализация в речи ее направленности на аудиторию, но и авторизация может стать источником диалогичности монологического по форме текста. Термин авторизация имеет разные толкования в лингвистике. Так, например, Н.Н. Кохтев трактует авторизацию как «способ проявления Я оратора при помощи разнообразных языковых средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между оратором и слушателями» [Кохтев 1997: 145]. В данной работе мы, вслед за Г.А. Золотовой, понимаем под авторизацией указание на то, является ли говорящий источником информации [Золотова 1973: 221, 263]. Такое понимание авторизации дает нам основания утверждать, что смена источника информации или точки зрения в монологическом контексте является сигналом внутренней диалогичности текста. Как писал Ю.М. Лотман, «существенным признаком диалогической речи можно считать смену точек зрения. В этом смысле можно говорить о двух принципах построения текста: монологическом, при котором текст строится как соединение повествовательных единиц с одной общей для всех фиксированной точкой зрения, и диалогическом, конструктивным принципом которого будет соединение сегментов с различными точками зрения» [Лотман 1995: 229]. При этом, диалогическая конструкция текста, как правило, возникает тогда, когда подразумевается возможность построения хотя бы двух различных высказываний об одном и том же [там же]. Мы связываем феномен авторизации с модификациями «я» сферы 126 |