Проверяемый текст
Чубай Светлана Анатольевна. Диалогичность современной политической рекламы (Диссертация 2007)
[стр. 75]

выполняют строевой функции в речевых актах общения — циклах, не формируют стимулирующую или реагирующую реплики, а также низкочастотные средства, не имеющие особой значимости для выражения диалогичности.
В состав таких средств, как отмечает автор, входят: из синтаксических — вставные конструкции коммуникативно-информационного характера, вводные слова и словосочетания, вводные предложения, подчеркивающие логику изложения, восклицательные предложения; из морфологических — акцентирующие частицы, указательные наречия и местоимения.
Из лексических средств к периферии поля относятся лексемы, передающие
оценку исследуемых фактов [Кожина 2006: 136].
Итак, считаем, что к числу релевантных признаков диалогичности и монологичности в газетном тексте относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи).
Такой подход позволяет выделить
два типа диалогичности: внешнюю диалогичность, непосредственно связанную с явлением адресации и актуализацией «ты»-сферы высказывания; внутреннюю диалогичность, источником которой является актуализация «я»сфсры высказывания, возникающая путем замещения в речи позиции говорящего лица.
Специфика средств внешней и внутренней диалогичности связана с тем, что они в различном соотношении доминируют в разных типах текстов, сочетание: которых в редакции является необходимым и достаточным для решения триединой задачи, стоящей перед журналистом: установить контакт указать на единую с журналистом позицию побудить к действию.
Рассмотрим сигналы внешней и внутренней диалогичности в текстах статей в качестве микрореплик диалогического бинома.
3.2 Сигналы внешней диалогичности в текстах проблемных статей Выделяя внешнюю диалогичность текстов статей, мы, вслед за О.Л.
Прохватиловой, основываемся на положении о том, что в высказывании существуют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи и сфера
75
[стр. 90]

(реплицирование), т.е.
передают «стимул» или «реакцию» в циклах, указывают на характер отношений между смысловыми позициями, иначе говоря, используемые в комплексе, они «выстраивают» цикл выражения диалогичности в письменном тексте и организуют в основном двухкомпонентные циклы.
Вторую группу средств составляют, главным образом, средства, направленные на активизацию внимания адресата, т.е.
средства выражения акцентности в тех случаях, когда они способствуют подчеркнуто логичной, экспрессивной передаче смысловых позиций коммуникантов.
Эта вторая группа средств обычно репрезентирует диалогичность не самостоятельно, а лишь в комплексе со средствами первой группы [Кожина 2003].
К ядерным (центральным) исследователь относит и средства передачи чужой речи: прямая и косвенная речь (цитация); вводные слова, словосочетания и предложения, передающие источник сообщения, ссылки, сноски; вопросно-ответные комплексы; конструкции побудительного характера, отрицательные конструкции, сложноподчиненные предложения с придаточным условия [там же].
Эти средства, по мысли исследователя, обладают полнотой выражения отношений диалогичности коммуникантов и имитации форм собственно диалога, к тому же активно употребляются в научных текстах.
В числе периферийных названы средства, которые не выполняют строевой функции в речевых актах общения — циклах, не формируют стимулирующую или реагирующую реплики, а также низкочастотные средства, не имеющие особой значимости для выражения диалогичности.
В состав таких средств, как отмечает автор, входят: из синтаксических — вставные конструкции коммуникативно-информационного характера, вводные слова и словосочетания, вводные предложения, подчеркивающие логику изложения, восклицательные предложения; из морфологических — акцентирующие частицы, указательные наречия и местоимения.
Из лексических средств к периферии поля относятся лексемы, передающие
90

[стр.,95]

речемыслительной категории речи, которая характеризуется набором признаков в плане содержания и комплексом моделей в плане выражения [Прохватилова 1999].
К числу релевантных признаков диалогичности и монологичности
относятся авторизация (речевая позиция субъекта речи) и адресация (направленность речи).
Такой подход позволяет выделить
три типа диалогичности: • внешнюю диалогичность, непосредственно связанную с явлением адресации и актуализацией «ты»-сферы высказывания;внутреннюю диалогичность, источником которой является актуализация «я»-сферы высказывания, возникающая путем замещения в речи позиции говорящего лица; • глубинную диалогичность, отражающую специфику духовной речи и выделяющуюся на основании актуализации «я»-сферы и «ты»-сферы высказывания, и появлении особого адресата речи [Прохватилова 1999].
Определяется общетеоретический подход к пониманию сущности диалогичности в рамках данного исследования: понятия диалогичность :: монологичность рассматриваются в рамках категории речи.
Отмечается, что коррелятивные отношения диалогичности и монологичности создают единую речемыслительную функционально-семантическую категорию.
Понятия «монологичность» и «диалогичность» обладают номенклатурой признаков, функционально-семантический характер соотношения которых обеспечивает доминирование диалогичности или монологичности в речи.
Подчеркивается, что монологичность речи характеризуется высокой степенью участия субъекта речи в процессе речепроизводства.
Диалогичность речи связана с варьированием этого признака по шкале «высокая степень участия низкая степень участия».
Таким образом, диалогичность определяется как «свойство текста (высказывания), отражающего отношение говорящего и слушающего, субъекта и адресата речи, отношение «я» сферы и «ты» сферы модуса 95

[стр.,107]

классифицировать ТПР в зависимости от авторского «я».
Наш материал дает основания для выделения 3 групп ТПР: Я-текстов, Он-текстов, Яи Он-текстов.
В Я-текстах повествование ведется от 1 лица, а именно: от лица кандидата.
В Я-текстах представлена речевая сфера кандидата.
В Он-текстах повествование ведется от лица журналиста или другого лица, представляющего интересы политика.
В этом типе текстов актуализирована речевая сфера журналиста или другого лица, представляющего интересы кандидата (избиратель, известный политик и т.д.).
Я и Он-тексты (или гибридные ТПР) это тексты интервью, в которых представлен диалог журналиста и политика-кандидата.
В гибридных текстах эксплицированы речевые сферы журналиста и кандидата.
Подобный подход, с одной стороны, дает возможность учесть специфику коммуникативного пространства ТПР, а с другой уточнить характер, типы и средства диалогичности в разных типах текстов.
3.3.
Внешняя диалогичность ТПР Рассмотрение языковой организации ТПР в аспекте диалогичности :: монологичности позволяет выделить несколько форм, или типов диалогичности, каждый из которых имеет свою систему средств выражения и выполняет ряд функций.
В данном разделе будет рассмотрен один из этих типов, который мы называем внешней диалогичностъю.
Выделяя внешнюю диалогичность ТПР, мы, вслед за О.А.
Прохватиловой, основываемся на положении о том, что в высказывании существуют две симметричные модусные сферы сфера субъекта речи и сфера
адресата речи «я» сфера и «ты» сфера [Прохватилова 1999].
Актуализация «ты» сферы приводит к 107

[Back]