Проверяемый текст
В. Апетрищев, Плановые нормы развития социалистического производства. Издательство «Мысль». 1983
[стр. 45]

45 К * t ражается в том, что уровень развития и проявления способностей работников неодинаков, т.
е.
их рабочие силы непосредственно не тождественны друг другу.

Однако так как они заняты совместным трудом, то их индивидуальные рабочие силы выступают как части одной общественной рабочей силы.
В самом процессе труда индивидуальные рабочие силы отличаются друг от друга раз/ личной степенью умелости и интенсивности труда, разным расходованием средств производства на единицу одинакового полезного эффекта, неодинаковым соблюдением нормы полезного эффекта труда при равных условиях производства.
Эти моменты функционирования индивидуальных рабочих сил не могут быть отнесены к их непосредственно общественной характеристике.
Наоборот, они указывают на частичное несовпадение индивидуальных и общественно необходимых рабочих сил.

Некоторые отечественные экономисты, выделяя этот особый характер индивидуальных рабочих сил участников совместного труда, называют их «личными рабочими силами»1.
В своей основе это непосредственно общественные рабочие силы, но имеющие моменты особого личного проявления.

На практике способности трудящихся по степени развития их непосредственно общественного характера подразделяются на две группы.
Способности первой группы имеют непосредственно общественный характер в полной
мере (что и обусловливает существование общественных фондов потребления).
Способности второй группы имеют моменты личного обособления, т.
е.
они имеют непосредственно общественный характер лишь в основе (что
обуславливает распределение по труду).
Все это означает, что непосредственно общественный характер касается обеих групп способностей и обеих форм распределения, хотя и в разной мере.

В плановой экономике содержится абстракция от личных рабочих сил, т.
е.
личные рабочие силы сводятся к общественно средней рабочей силе.
Расходование такой (общественной) рабочей силы в планово-нормативное рабочее время есть труд вообще, физиологический труд.

г < 1См.
например: Петрищев В.
А.
Плановые нормы развития социатистического производства.
М.: «Мысль», 1983.
С.
27; Рудман Л.
М.
Непосредственно общественный труд.
Ростов-на-Дону, 1977.
С.
7-9.
[стр. 13]

Средства производства, как бы технически они ни различались на отдельных участках совместного труда, в условиях социализма имеют непосредственно общественный характер.
Такой вывод вытекает уже из того, что существование совместного труда предполагает обоб-ществленность, общность использования средств производства.
Соответственно труд работников в этом моменте социально однороден, общественно одинаков.
Отвлечение (абстрагирование) от конкретно используемых средств производства при установлении норм труда недопустимо23.
Работники используют непосредственно общественные средства производства 24, и их труд в этом моменте выступает как общественный в своей конкретной форме.
Соответственно плановые нормы рабочего времени, как указывалось выше, индивидуализированы, дифференцированы по условиям производства, что отражает признание непосредственно общественного характера этих условий.
И такой «дифференцированный труд нельзя квалифицировать как абстрактный»25.
Полезный эффект труда каждого участника совместной деятельности имеет непосредственно общественный характер постольку, поскольку он предопределен используемыми средствами производства, и на этой основе устанавливается норма полезного эффекта.
Поэтому можно утверждать, что конкретный полезный эффект особого процесса труда в основном (но не в полной мере) имеет непосредственно общественный характер.
Действительно общественным является такой полезный эффект, который соответствует его плановой норме.
Характеристика конкретного полезного эффекта как непосредственно общественного в своей основе уже предполагает (допускает) отклонения фактического полезного эффекта от его плановой нормы.
Разумеется, здесь нас интересуют не возможное несоответствие планово-нормативного и общественно необходимого полезного эффекта, вызванное действиями субъекта, устанавливающего эти нормы, а лишь те отклонения фактического полезного эффекта от его нормы, которые зависят от самих работников.
Эти отклонения объясняются следующими причинами.
Уровень развития и проявления способностей работников неодинаков, т.

с.
их рабочие силы непосредственно не тождественны друг другу.

Правда, поскольку они заняты совместным трудом, то их индивидуальные рабочие силы выступают как части одной общественной рабочей силы.
Тем самым закладываются основы непосредственно общественного функционирования каждой рабочей силы.
Однако в самом процессе труда индивидуальные рабочие силы отличаются друг от друга различной степенью умелости и интенсивности труда, разным расходованием средств производства на единицу одинакового полезного эффекта, неодинаковым соблюдением нормы полезного эффекта труда при равных условиях производства.
Эти моменты функционирования индивидуальных рабочих сил не могут быть отнесены к их непосредственно общественной характеристике.
Наоборот, они указывают на частичное несовпадение индивидуальных и общественно необходимых рабочих сил.

И чтобы подчеркнуть и выделить этот особый характер индивидуальных рабочих сил участников совместного труда, назовем их личными рабочими силами.
В своей основе это непосредственно общественные рабочие силы, но имеющие моменты особого личного проявления.

В плановых нормах труда содержится абстракция от личных рабочих сил, т.
е.
личные рабочие силы сводятся к общественно средней рабочей силе.
Расходование такой (общественной) рабочей силы в планово-нормативное рабочее время есть труд вообще, физиологический труд.

Однако это только материальная основа плановой нормы рабочего времени.
Какова же общественная основа плановых норм рабочего времени, т.
е.
какова здесь общественная специфика труда вообще? При установлении норм совместного труда конкретные условия производства и конкретный полезный эффект выступают в основе как непосредственно общественные, поэтому не требуется абстрагирования от этих моментов конкретного труда.
Стало быть, плановые нормы рабочего времени отражают в основе конкретный труд.
Но этот

[стр.,55]

общественный характер социалистического производства и его цель.
Первое условие, конечно, предполагает второе, но реальным является то, которое обусловливает в данный период более высокую меру развития непосредственно общественного характера рабочих сил.
Так, в настоящее время общественные фонды потребления и их плановые нормы связаны со вторым условием.
Нос превращением труда в первую жизненную потребность всех трудящихся возникает более высокая мера непосредственно общественного характера рабочих сил и более высокая норма общественных фондов потребления Что же отражено в такой норме? В реальном социалистическом обществе способности трудящихся по степени развития их непосредственно общественного характера подразделяются на две группы.
Способности первой группы имеют непосредственно общественный характер в полной
мерс (что и обусловливает существование общественных фондов потребления).
Способности второй группы имеют моменты личного обособления, т.
е.
они имеют непосредственно общественный характер лишь в основе (что
обусловливает распределение по труду).
Причем без развития потребности в труде как первой жизненно необходимой потребности всех трудящихся вторая группа способностей преобладает.
Все это означает, что непосредственно общественный характер касается обеих групп способностей и обеих форм распределения, хотя и в разной мере.

Иначе говоря, общий фонд жизненных средств всех трудящихся отражает их непосредственное единство в общем труде и в общем присвоении средств производства.
Деление же его на две указанные части выражает социально-экономические различия трудящихся внутри их единства, указывает на неантагонистические противоречия их отношений.
Первое — это внешнее противоречие двух форм распределения.
Плановая норма общественных фондов потребления показывает степень развития элементов прямого экономического равенства всех трудящихся, степень непосредственного общественного равенства в потреблении и развитии всех членов общества.
Распределение же по труду отражает не только единство всех трудящихся, но и известное их неравенство.
Но это неравенство существует только в меру личных особенностей в развитии и проявлении индивидуальных рабочих сил.
В этом неравенстве заключена причина второго противоречия: внутреннего противоречия между личными сторонами индивидуальных рабочих сил и их общественно необходимыми развитием и проявлением, разрешаемыми посредством распределения по труду.
Распределение по труду, следовательно, хотя и является непосредственно общественным, но одновременно отражает его относительную незрелость.
Развитие непосредственно общественного характера рабочих сил ведет к углублению экономического равенства трудящихся, к изменению нормы соотношения фонда распределения по труду и общественных фондов потребления в пользу последних.
Это общее положение в настоящее время конкретизировано тем, что полный непосредственно общественный характер части способностей работников покоится на обобществлении производства в масштабе общества, а не на превращении труда в первую жизненную потребность всех трудящихся.
Но без развития непосредственной потребности в труде невозможно непосредственно общественное развитие всех способностей трудящихся.
Поэтому и плановая норма общественных фондов потребления в этих условиях увеличивается по мере изменения структуры потребностей (в пользу непосредственно общественных) в связи с развитием способностей трудящихся и роста степени удовлетворения этих потребностей благодаря увеличению фонда жизненных средств.
Соответственно повышается доля общественных фондов потребления.
Однако в этом случае она имеет предел.
Этот вывод подтверждается при анализе фактического соотношения фонда распределения Но груду и общественных фондов потребления за 1940—1985 гг.
(см.
табл.
2).
Таблица 2 Соотношеже фонда распределения по труду и общестаенных фондов потребления за

[Back]