69 Л» дающего и понуждающего к труду, предпринимательству, инновациям, следовательно, сохранение многоукладное™ экономики при изменении состава и удельного веса экономических укладов. Кроме этого сохраняется экономическая стратификация различных слоев населения, народов и цивилизаций, разрыв между богатством и бедностью, который еще предстоит сокращать. Остается рынок, обмен товарами и платными услугами как внутри национальных экономик, так и между государствами, неизменное повышение эффективности воспроизводства, без чего невозможно удовлетворить растущие потребности людей при увеличении демографической нагрузки на каждого работающего, повышения доли нерыночного сектора в постиндустриальном обществе (фундаментальной науки, бесплатного образования, культуры, социального здоровья, общественной экологии, сферы государственного управления, обороны и поддержании порядка). Человеческая личность, человеческий труд являются величайшими ценностями. для признания их таковыми нужно ценности определять как те явления природы и общества, которые составляют блага жизни и культуры определенного общества. Соответственно, человек и его труд должны быть отнесены к такого рода явлениям, а не трактоваться только как мера всех вещей, существующих и не существующих (Протагор). О ценности человека писал еще В. Петти в работе «Ценность людей». утверждению (работника) стью жизненных средств, необходимых для его существования. В этом же русле шли рассуждения А. Смита и Д. Рикардо, когда они определяли стоимость товара общественно необходимыми затратами труда и распространяли это определение на труд Д. Рикардо принимал в своих рассуждениях «железный закон» заработной платы, согласно которому возрастание заработной платы сверх физичет* • ского минимума ведет к увеличению рождаемости, что приводит к росту предложения труда на рынке, а это создает условия для понижения заработной платы до ее физического минимума. Но он признавал также значение местных условий каждой стороны и каждой эпохи в формировании заработной платы. |
48 В период «до неоэкономики» жизнь представляла взаимодействие человека с преобразованной природой, когда в процессе производства люди служат придатками машин. Но в новых условиях труд является прежде всего взаимодействием между людьми. Тем самым из процесса труда и повседневной практики исключается природа, искусственно созданные предметы, а остаются лишь люди, которые учатся взаимодействовать друг с другом. В истории человеческого общества это совершенно новая, не имеющая аналогов ситуация. Отмеченные выше перемены, в то же время, не означают, что неоэкономика изолируется от индустриализма. Очевидно, что ряд черт будет унаследован новым экономическим укладом. К основными из них относятся: сохранение труда (хотя он и обретает все более творческий характер, но далеко * не для всех) в качестве основы существования и развития общества, удовлетворения постоянно растущих потребностей его членов; дифференциация собственности, включая и частную, как основы экономического интереса, побуждающего и понуждающего к труду, предпринимательству, инновациям, следовательно, сохранение многоукладное™ экономики при изменении состава и удельного веса экономических укладов. Кроме этого сохраняется экономическая стратификация различных слоев населения, народов и цивилизаций, разрыв между богатством и бедностью, который еще предстоит сокращать. Остается рынок, обмен товарами и платными услугами как внутри национальных экономик, так и между государствами. Неизменное повышение эффективности воспроизводства, без чего невозможно удовлетворить растущие потребности людей при увеличении демографической нагрузки на каждого работающего, повышения доли нерыночного сектора в неоэкономике (фундаментальной науки, бесплатного образования, культуры, социального здоровья, общественной экологии, сферы государственного управления, обороны и поддержании порядка). Общеизвестно, что индустриальное развитие экономики началось с промышленного переворота в конце XVIII в. экспансия машинной индустрии |