Проверяемый текст
Каландаров, Камилжан Хамутович. Коммуникативные основания устойчивого развития : Философский анализ (Диссертация 2000)
[стр. 111]

Ill человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, * не дожидаясь гибели цивилизации.
Человек перестал руководствоваться в своей жизни инстинктами и простыми физиологическими потребностями.
В этом и его беда, так как он обособился (внешне, внутренне) от природного мира, и его преимущество, так как он получил возможность мыслить рационально и самовариантно.
Здесь правомерно говорить о перевороте, происходящем в умах и душах людей.
Этот процесс нельзя сравнивать с отпочковыванием
еще одной формы (наряду с прочими) общественного сознания.
Не зря стали говорить об экологической революции, происходящей в наше время, которая должна перевернуть представление людей об их месте в окружающем мире.
Для философского осмысления процесса изменений сознания исследователи, как правило, уточняют понятия, подтверждая
разграничение терминов.
И в первую очередь это относится к самому понятию «экологическое сознание».
В философской литературе
дискутируется проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания.
Предмет обсуждения вопрос о правомерности выделения экологического сознания как самостоятельной формы.
Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания.
С точки зрения
анализа категорий они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания наряду с религиозным, научным, политическим сознанием.
Но экологическое сознание это не просто форма
> общественного сознания.
Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область: перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях.
Даже если рассуждать на уровне одного
[стр. 126]

126 его социального существования.
Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей.
Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания.
Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов.
щ О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней —преимущественно позивистской — картины мира, говорят не только экологи различной ориентации.
Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, не дожидаясь гибели цивилизации.
Человек перестал руководствоваться в своей жизни инстинктами и простыми физиологическими потребностями.
В этом и его беда, так как он обособился (внешне, внутренне) от природного мира, и его преимущество, так как он получил возможность мыслить рационально и самовариантно.
Здесь правомерно говорить о перевороте, происходящем в умах и душах людей.
Этот процесс нельзя сравнивать с отпочковыванием


[стр.,127]

127 еще одной формы (наряду с прочими) общественного сознания.
Не зря стали говорить об экологической революции, происходящей в наше время, которая должна перевернуть представление людей об их месте в окружающем мире.
Для философского осмысления процесса изменений сознания исследователи, как правило, уточняют понятия, подтверждая
разграниИ в первую к самому понятию “экологическое сознание”.
В философской литературе
является дискуссионной проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания.
Предмет обсуждения —вопрос о правомерности выделения экологического сознания как самостоятельной формы.
Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания.
С точки зрения
категориального анализа они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания наряду с религиозным, научным, политическим сознанием.
Но экологическое сознание —это не просто форма
общественного сознания.
Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область: перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях.
Даже если рассуждать на уровне одного
здравого смысла, можно увидеть, что форма сознания —это то, без чего сознание в целом может существовать.
Но нельзя сказать то же самое об экологическом подходе.
Последний является жизненно необходимым условием.
Не станет его —не будет в перспективе возможностей для существования и развития Речь идет о гибели или спасении человек поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.

[Back]