Проверяемый текст
Каландаров, Камилжан Хамутович. Коммуникативные основания устойчивого развития : Философский анализ (Диссертация 2000)
[стр. 112]

112 здравого смысла, можно увидеть, что форма сознания это то, без чего сознание в целом может существовать.
Но нельзя сказать то же самое об экологическом подходе.

Он является жизненно необходимым условием.
Не * станет его не будет в перспективе возможностей для существования и развития
человека и его сознания.
Речь идет о гибели или спасении человеческого рода, поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.
А Н.
Кочергин настаивает на термине
«экологизированное сознание», а не экологическое как отдельная форма общественного сознания ’.
Он справедливо мотивирует это тем, что все сферы
общественного бытия * затронуты экологическими противоречиями.
Целый ряд научных направлений занялись каждое своим разделом экологической проблематики, и в этом выразился комплексный характер экологической тематики, ее соотнесение со всеми гранями общественного бытия.
Сторонники
«экологического сознания» соотносят его с теоретическим знанием, считает Кочергин.
Но этим они обедняют
содержание и функции экологического сознания.
Такая постановка вопроса ставит под сомнение его выделение как отельной формы общественного сознания.
Словосочетание
«экологизированное сознание» плохо прижилось на страницах научных работ.
Гораздо чаще можно встретить
«экологическое сознание».
Кстати, к нему обращаются и противники, и сторонники подхода к экологическому сознанию как к самостоятельной форме сознания.
Каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин свое собственное понимание.
Вполне допустимо
говорить об экологическом сознании, подразумевая под ним все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.
Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя
1 Кочергин АН.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск.
1987 С
88.
[стр. 127]

127 еще одной формы (наряду с прочими) общественного сознания.
Не зря стали говорить об экологической революции, происходящей в наше время, которая должна перевернуть представление людей об их месте в окружающем мире.
Для философского осмысления процесса изменений сознания исследователи, как правило, уточняют понятия, подтверждая разграниИ в первую к самому понятию “экологическое сознание”.
В философской литературе является дискуссионной проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания.
Предмет обсуждения —вопрос о правомерности выделения экологического сознания как самостоятельной формы.
Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания.
С точки зрения категориального анализа они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания наряду с религиозным, научным, политическим сознанием.
Но экологическое сознание —это не просто форма общественного сознания.
Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область: перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях.
Даже если рассуждать на уровне одного здравого смысла, можно увидеть, что форма сознания —это то, без чего сознание в целом может существовать.
Но нельзя сказать то же самое об экологическом подходе.

Последний является жизненно необходимым условием.
Не станет его —не будет в перспективе возможностей для существования и развития
Речь идет о гибели или спасении человек поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.


[стр.,128]

128 Вопрос о вычленении особняком экологического сознания может быть поставлен лишь при построении “логической модели”, рассматривающей взаимодействие всех сторон общественного сознания в “чистом виде”.
Но и здесь нельзя оперировать термином как одним из слагаемых в арифметике: то прибавлять, то отнимать его от “суммы” остальных форм сознания.
“Практическая модель”, учитывая все внешние проявления, т.е.
объективную реальность, не позволит этого сделать.
А.Н.
Кочергин настаивает на термине
“экологизированное сознание”, а не экологическое как отдельная форма общественного сознания.1 Он справедливо мотивирует это тем, что все сферы общел ственного бытия затронуты экологическими противоречиями.
Целый ряд научных направлений занялись каждое своим разделом экологической проблематики, и в этом выразился комплексный характер экологической тематики, ее соотнесение со всеми гранями общественного бытия.
Сторонники
“экологического сознания” соотносят его с теоретическим знанием, считает Кочергин.
Но этим они обедняют
содерt жание и функции экологического сознания.
Такая постановка вопроса ставит под сомнение его выделение как отельной формы общественного сознания.
Словосочетание
“экологизированное сознание” плохо прижилось на страницах научных работ.
Гораздо чаще можно встретить
“экологическое сознание”.
Кстати, к нему обращаются и противники и сторонники подхода к экологическому сознанию как к самостоятельной форме сознания.
Каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин свое собственное понимание.
Вполне допустимо
го1Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.
С.51.


[стр.,129]

129 ворить об экологическом сознании, подразумевая под ним все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.
Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя'обойти
вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях.
Это термин “общечеловеческое сознание”.
Б.А.
Грушин, выделив “общечеловеческое сознание”, пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения.1При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания.
Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления.
Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о что, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению.
Огромные перемены произошли в отношении людей к окружающей среде за последние , > 30-40 лет.
Это очень короткий период для человечества: ведь оно консервативно, не любит отказываться от своих привычек.
Но факт есть факт: мы буквально на глазах превращаемся из покорителей природы в ее детей, готовых сотрудничать на основе взаимных с ней компромиссов.
Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта.
1Грушин Б.А.
Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования.
М., 1987.
С.15.

[Back]