113 обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях. Это термин «общечеловеческое сознание». Б.А. Грушин, выделив «общечеловеческое сознание», пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения1. При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания. * Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления. Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о том, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта. При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях «человекприрода» необходимо иметь представление не только о природных факторах, тщательным анализом которььх часто и ограничиваются экологи«естественники», но и основных характеристиках другой стороны, человека. «Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения. В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой. Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества > становится необходимым условием как правильного определения путей дальнейшей оптимизации биосферы, так и регулирования онтогенетического Грушин Б. А.Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 15. |
129 ворить об экологическом сознании, подразумевая под ним все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем. Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя'обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях. Это термин “общечеловеческое сознание”. Б.А. Грушин, выделив “общечеловеческое сознание”, пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения.1При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания. Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления. Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о что, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению. Огромные перемены произошли в отношении людей к окружающей среде за последние , > 30-40 лет. Это очень короткий период для человечества: ведь оно консервативно, не любит отказываться от своих привычек. Но факт есть факт: мы буквально на глазах превращаемся из покорителей природы в ее детей, готовых сотрудничать на основе взаимных с ней компромиссов. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта. 1Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С.15. личия в восприятии экологических проблем у женщин и мужчин. Так, по результатам социологического опроса мужчины особенно озабочены политическими проблемами в стране, а экологические ставят на последнее место. Тогда как женщины экологическую обстановку поставили на'первое место. У женщин более ярко проявилось ощущение экологической опасности и угрозы человеческому выживанию, чем у мужчин.1Женщина более ответственна за выживание человека как вида, и экологическая проблема затрагивает в ней родовой инстинкт самосохранения. В поисках путей разрешения узла экологических проблем она обращается к проблеме духовности. Мужчина испытывает потребность во владении ситуацией. Вытесняет изл сознания фрустрирующее его чувство вины и мысль об угрозе экологических проблем, заменяя их рассуждениями об их сложности, глобальности и степени контролируемости. Он связывает экологические проблемы с промышленной деятельностью человека и уповает на будущие успехи науки и техники. При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях “человек-природа” необходимо иметь представление не только о природ-4 I" ных факторах, тщательным анализом которых часто и ограничиваются экологи-’’естественники”, но и основных характеристиках другой стороны, человека. / “Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения. В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой. Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества становится необходимым условием как пра* 1См.: Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М., 1990. 131 |