116 экологические теории начинают интенсивно влиять на формирование массового сознания. Знания о системе «природа-общество» основная форма существования экологического сознания, подчеркивает Кочергин.1 Необходимость создания научно обоснованного социально-экологического идеала определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед человечеством в связи с решением экологических проблем. Если человечество не ориентируется на будущее идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, то оно начинает ориентироваться на прошлое, безрезультатно пытаясь сохранить, остановить процесс преобразования природы. Очевидна неизбежность хозяйственной человеческой деятельности, как очевидна неизбежность вовлечения природы в этот процесс. Если идеалом становится сохранение природы в полной неприкосновенности, преобразование ее все равно будет происходить стихийно «Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания. Например, экологизация математического знания глобальное моделирование, философского развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу. Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания», отметил Т.С. Смирнов.2 Экологическое сознание связано с развитием науки. Новое экологическое сознание характеризуется тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы. Экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе 1 См там же. 2 Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С. 74. |
134 А.Н. Кочергин отмечает особую роль науки в процессе экологизации сознания. “Человек отчужден от природы в индустриальном обществе. В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с природой”. Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию. Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху развития капитализма экологические теории начинают интенсивно влиять на формирование массового сознания. Знания о системе “природа-общество” —основная форма существования экологическогол сознания, подчеркивает Кочергин. —Необходимость создания научно обоснованного социально-экологического идеала определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед обществом в связи с решением экологических проблем. Если общество не ориентируется на будущее идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, то оно начинает ориентироваться на прошлое, безрезультатно пытаясь сохранить, остановить процесс преобразования природы”.1 Очевидна неизбежность человеческой хозяйственной деятельности, как очевидна неизбежность вовлечения природы в этот процесс. Если идеалом и преобразование ее все равно будет происходить стихийно. “Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания. Например, экологизаI ция математического знания —глобальное моделирование, философ1Кочергин А.Н. и др. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск, 1987. С.115. 135 ского —развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу. Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания”, отметил Т.С. Смирнов.1 Экологическое сознание связано с развитием науки, но само распространение научных результатов обычно зависит от конкретных социальных отношений, сложившихся в обществе. Новое экологическое сознание характеризуется как раз тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы. Экологическое сознание отражает глобальный цивилизационный кризис, и лишь как ряд спровоцированных им социально-политические случаи волнений. Научное экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, нетипичные явления. Истинность научных сведений по экологии и доводов как бы гарантирует, что они будут восприняты сознанием. Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но по незнанию.г " . Информация по экологии сама по себе несет огромный воспитательный потенциал, заставляет остановиться и переосмыслить прежние установки. Сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования. Для перехода в это качественно иное состояние необходим импульс, работа души. Гово1 Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С.74. ческому, культурному, политическому —позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности. Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности. Ю.П. Ожегов иЕ.В. Никонорова в своей книге о проблемах формирования экологического подхода у молодежи говорят об основных ориентациях экологического сознания. “Эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков нашихь экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим «рецепты» врачевания среды обитания человека”.1 Можно различать “практическое” экологическое сознание и экологическое мировоззрение. На первом этапе природоохранная деятельность смыкается с существующей системой ценностей. Экологическое мировоззрение предполагает изменение существующих мотивов деятельности, глубинное понимание себя, своего места в мире и связи с ним.2 “Раскрывая содержание понятия «экологическое сознание», важно отметить, что это сознательное и неосознанное, орга-у низованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок”3, утверждает Т.С. Смирнов. Вопросы о соотношении научной истины и 139 1Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М., 1990. С.163. 2 Ромашов В.А. Становление нового экологического сознания: философский анализ. М., 1989. С.10. 3 Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы / / Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С.17. |