166 человечество стало реальной геологической силой, оказывающей влияние на изменение биосферы. Причем скорость этих изменений такова, что ставят под сомнения выживание человечества как биологического вида, если * деградация биосферы будет идти такими же темпами. Существующих ресурсов недостаточно не только для поддержания высоких стандартов уровня жизни, но и для выживания популяции homo sapiens. Борьба за ресурсы неизбежно приведет к развитию конфликтов между цивилизациями, которые могут оказаться гибельными для всего человечества. Причины экологического кризиса не сводимы только к культурным и социальным аспектам, а заключаются в самой сущности человека, имеют основания в z. глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. ф Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выяснить, сформулировать и наметить пути их изменения. До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание феномена человека: не только его физической, но и духовной природы с целью более гармоничной адаптации его к окружающему миру. Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует * искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировосприятии, совокупности ценностных установок, предопределяющих его поступки и способы самореализации. Чтобы выжить, человечеству необходимо действовать с учетом экологических закономерностей. Сегодня, когда экологические знания, приобретенные человеком, намного отстают от его возможностей вмешательства в действие природных регуляторов экосистем, когда он по незнанию разрушает многие естественные основы * своего существования, он вынужден заново и на новом уровне овладевать наукой «экологического поведения». |
37 Раздел II. ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ Осознание необходимости перехода современной цивилизации к устойчивому развитию стало уже достоянием научной общественное-/ ти. Однако важнейшей предпосылкой его реализации на национальном и глобальном уровнях является понимание широкими слоями населения значимости данного процесса, приобщение каждого человека к этому историческому движению. Становится поэтому общепризнанным, что переход к устойчивому развитию необходимо начинать с изменения духовного облика современного человека. До сих пор основные усилия людей были направлены на позна-* ние окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание феномена человека: не только его физической, но и духовной природы с целью более гармоничной адаптации его к окружающему миру. Неспособность алармистов, несмотря на их активность, способствовать смягчению экологических трудностей цивилизации, проявившаяся со всей очевидностью в последнее десятилетие, также свидетельствует в первую очередь о том, что решение экологических проблем невозможно без изменения традиционных норм, нравственных принципов отношения к природе, возрастания ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на природу. Данный процесс эффективен не только для сохранения природы, но и для формирования полноценного человека, который не будет оторван от своих природных корней. Так как чисто технократический подход к экологической проблеме не просто узок и ограничен, он гибелен для природы и человека, ибо сбрасывает со счета духовно-нравственныеФ основания человеческого отношения к природе, равнодушно «отодвигает» и цинично попирает ценностно-смысловые пласты этого I |