Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 19]

19 инициативы играла разную роль в развитии человечества.
И поэтому служила мощным фактором отбора.

Популяция неандертальцев в умственном отношении потенциально ни в чем не уступала кроманьонцам,
►' жившим в то же время в тех же краях.
Но неандертальцы, по-видимому, были более агрессивны —
об этом говорят некоторые особенности строения их черепов.
Такие особенности означают, что в сообществах неандертальцев было труднее преодолеть действие
биосоциальньгх законов, подчинить их индивидуальность общим правилам поведения.
И, следовательно, сохранить умельцев и других носителей необходимой информации.

Значит, такие популяции, теряя «мастеров», теряли и в скорости своего технического прогресса.
В результате у неандертальцев оказывалось
оружие худшего » качества, и их боевые дружины были менее дисциплинированны.
А поскольку между двумя популяциями, обладающими общей экологической нишей, живущими за счет одного и того же ресурса,
должна возникнуть смертельная конкуренция за этот ресурс, то одна из популяций неизбежно погибнет.
Исход этой борьбы был заранее предрешен — неандертальцев подвела нравственность.
Таким образом, есть все основания полагать, что первый глобальный (общепланетарный) конфликт в истории антропогенеза свелся к * столкновению цивилизаций, главное отличие которых сводилось к различию духовных миров и представлению о месте личности в общественных структурах.

По мере освоения человеком потенциальной ойкумены, проблемы, вызываемые цивилизационными различиями, становятся все более и более весомой причиной конфликтов и смены страниц нашей общей истории.
Современные процессы технологической, производственной, а, * следовательно, и организационной перестройки основы общественного устройства — лишь составляющая общего переустройства экологической ниши вида.
О ней можно говорить как о процессе уже со времен первой
[стр. 13]

13 Однако позднее эти цивилизационные контуры стали наполняться весьма разным содержанием.
Причин тому более чем достаточно.
Вряд ли у индейцев, живущих в амазонской сельве, и жителей современных мегаполисов могут сформироваться идентичные представления о содержании понятий добра и зла.
Но основной разлом цивилизаций проходил, вероятнее всего, по характеру места личности в семье, племени и обществе в целом, в понимании степени соответствия ее личной свободы и способности индивидуума подчинять свои действия общей необходимости.
Такое представление – очень консервативная составляющая духовного мира человека, и в разное время степень личной свободы и инициативы играла разную роль в развитии общества.
И поэтому служила мощным фактором отбора.

Детали этого процесса надорганизменного (может быть, даже и надпопуляционного) отбора нам никогда не станут известными.
Но о характере последнего акта драмы, которая стерла с лица Земли популяции классических неандертальцев (живших еще в начале неолита на Ближнем Востоке), можно высказать достаточно правдоподобную гипотезу.
Эта популяция неандертальцев в умственном отношении потенциально ни в чем не уступала кроманьонцам, жившим в то же время в тех же краях.
И потомки неандертальцев могли с таким же успехом занять место в университетских аудиториях, как и наши современники.
Но неандертальцы, по-видимому, были более агрессивны
об этом говорят некоторые особенности строения их черепов.
Такие особенности означают, что в сообществах неандертальцев было труднее преодолеть действие
биосоциальных законов, подчинить их индивидуальность общим правилам поведения.
И, следовательно, сохранить умельцев и других носителей необходимой информации.

Эти индивиды в рыцарских боях за самку вряд ли могли выстоять против дюжих молодцов с пудовыми кулаками и не очень развитым интеллектом.
Уметь сделать топор вовсе не означает умение его использовать в драке! Значит, такие популяции, теряя «мастеров», теряли и в скорости своего технического прогресса.
В результате у неандертальцев оказывалось
худшего качества оружие, и их боевые дружины были менее дисциплинированны.
А поскольку между двумя популяциями, обладающими общей экологической нишей, живущими за счет одного и того же ресурса,
не может не возникнуть смертельной конкуренции за этот ресурс, то одна из популяций неизбежно должна будет погибнуть.
Исход этой борьбы был заранее предрешен – неандертальцев подвела нравственность! Таким образом, есть все основания полагать, что первый глобальный (общепланетарный) конфликт в истории антропогенеза свелся к столкновению цивилизаций, главное отличие которых сводилось к различию духовных миров и представлению о месте личности в общественных структурах.


[стр.,27]

27 О перестройке экологической ниши человечества Современные процессы модернизации, т.
е.
технологической, производственной, а следовательно, и организационной перестройки основы общественного устройства
– всего лишь часть, лишь составляющая общего переустройства экологической ниши нашего вида.
Она началась не сегодня.
Но о ней уместно говорить как о процессе уже со времен первой промышленной революции, когда человечество нашло эффективные способы использования в промышленности горючих ископаемых, включения в планетарные геохимические циклы материалов, накопленных в биосферах прошлых времен.
Но тот факт, что эта перестройка – суть начало некоторого необратимого процесса, процесса переустройства планеты, ее эволюции и изменения судеб человечества – начала ощущаться лишь в XX в.
На границе этого же века из разрозненных этносов человечество начало превращаться в единую систему.
О всем происходящем принято говорить как об этапе истории человечества.
Но мне кажется, что для этого более уместно использовать термин «антропогенез», в очередную фазу которого мы сейчас вступаем.
До последнего времени процесс переустройства планетарной экологической ниши человека был больше связан в его сознании с достижениями науки, производством новых товаров, резким повышением среднего уровня жизни людей, ростом долголетия и т.
д.
Все отрицательные проявления модернизации долгое время отходили на задний план и только в самое последнее время стали волновать не только интеллектуалов и провидцев вроде монаха Мальтуса и ему подобных.
Сегодня мы подошли к началу самого трудного и опасного этапа переустройства нашей экологической ниши, поскольку сталкиваемся с необходимостью практического решения проблемы ресурсов, формирования и распределения обязанностей и ответственности отдельных народов и цивилизаций за судьбы человечества как вида.
Существующих ресурсов явно недостаточно для поддержания стандартов жизни, уже достигнутых в промышленно развитых странах мира.
Недостаток полноценной пищи, минеральных ресурсов, чистой воды и воздуха, земли, пригодной для жизни и выращивания злаков, а скоро и кислорода – вот характерные приметы времени и уже зримые признаки надвигающегося кризиса.
Борьба за ресурсы в некотором смысле неизбежна.
И она тем более внутри одного вида – это всегда борьба за жизнь со всеми вытекающими последствиями.
Никогда в истории человечества она не была столь острой и драматичной, как в наступающую эпоху.
Но и никогда человечество не располагало столь развитым «коллективным интеллектом» с его способностью предвидеть результаты тех или иных усилий.
Вопрос лишь в том, сможет ли разумное начало справиться с инерцией биосоциальных законов, сможет ли человечество за отпу

[Back]