Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 23]

23 представляются абсолютно утопичными.
Таким образом, первый путь, т.
е.
ставка на автотрофность,
представляется нереалистичным.
Второе направление возможных усилий —
обеспечение «естественного » равновесия», т.
е.
включение человека в естественные циклы биосферы, также не представляется
достаточно реалистичным.
В самом деле, для этого антропогенная нагрузка на биосферу должна быть уменьшена примерно в 10 раз.
Это значит, что при нынешней технологии либо количество людей, живущих на планете, должно уменьшиться в 10 раз, либо во столько же раз должны сократиться потребности отдельного человека.

И то, и другое невозможно.
Для того чтобы найти приемлемый путь выхода из экологического кризиса, человечеству необходимо принять длительную переходную программу изменения общества и окружающей среды.
Она должна опираться как на план технического перевооружения общества (дальнейшего развития технологий, возможно, преимущественно биотехнологий), так и на множество социальных программ — образования и переустройства общества, его потребностей, менталитета и выработки некоторого нравственного императива.
То есть, необходим поиск качественно иного пути развития цивилизации, способного в конечном итоге обеспечить * состояние коэволюции природы и общества.
С этих позиций становится очевидным, что связывать будущее
человечества с развитием в том направлении, по которому оно шло после неолитической революции, и особенно последние столетия, крайне опасно.
Эго направление уже исчерпало свою потенцию А декларировать возможность его простого совершенствования, сохранив шкалу привычных приоритетов, еще и вредно, поскольку порождает иллюзии, следование которым может привести только к катастрофе.
Поэтому, пока не поздно, необходимо вложить в понятие «устойчивое развитие» иной смысл, отличный от того, что предлагают политики и
[стр. 29]

29 самом деле, человек это результат эволюции биосферы, ее развития.
Биосфера без человека существовала и будет существовать, но человечество существовать вне биосферы вряд ли когда-либо сможет.
И все разговоры об автотрофности человечества, о возможности существования биологического вида homo sapiens вне среды, его породившей (во всяком случае, при нынешнем уровне развития науки и техники, психологии человека и его духовного мира), мне представляются абсолютно утопичными и относящимися к области фантастики, а не научного анализа.
Таким образом, первый путь, т.
е.
ставка на автотрофность,
мне представляется абсолютно нереалистичным4 .
Второе направление возможных усилий
обеспечение «естественного равновесия», т.
е.
включение человека в естественные циклы биосферы, также не представляется
скольнибудь реалистичным.
В самом деле, для этого антропогенная нагрузка на биосферу должна быть уменьшена примерно в 10 раз.
Это значит, что при нынешней технологии либо количество людей, живущих на планете, должно уменьшиться в 10 раз, либо во столько же раз должны сократиться потребности отдельного человека.

Надо ли говорить, что и то, и другое невозможно! Поэтому более или менее приемлемый путь выхода из экологического кризиса, если такой выход существует и может быть найден, я вижу в форме некоторой длительной переходной программы изменения общества и окружающей среды, которая должна опираться как на программу технического перевооружения общества (дальнейшего развития технологий, возможно, преимущественно биотехнологий), так и на множество социальных программобразования и переустройства общества, его потребностей, менталитета и выработки некоторого нравственного императива, о чем речь будет идти ниже.
Другими словами, необходима стратегия человечества – термин, который я употреблял пока без сколь-нибудь подробной расшифровки, которая означает поиск качественно иного пути развития цивилизации, способного в конечном итоге обеспечить состояние коэволюции природы и общества.
С этих позиций становится очевидным, что связывать будущее
человечество с развитием в том направлении, по которому оно шло после неолитической революции, и особенно последние столетия, крайне опасно.
Это направление уже исчерпало свою потенцию.
А декларировать возможность его простого совершенствования, сохранив шкалу привычных
при4 Последнее вовсе не означает, что человечеству не следует вмешиваться в структуру процессов, протекающих в биосфере, и изменять их, приспосабливая к своим потребностям.
Но одновременно необходимо изменять и самого себя, т.
е.
менять собственные потребности, без чего утверждение необходимого равновесия невозможно.
Другими словами, необходимо действовать с обеих сторон для того, чтобы обеспечить состояние «коэволюции человека и биосферы», в рамках которого только и окажется возможным дальнейшее существование человечества.


[стр.,30]

30 оритетов, еще и вредно, поскольку порождает иллюзии, следование которым может привести только к катастрофе.
Поэтому, пока не поздно, необходимо вложить в понятие «устойчивое развитие» иной смысл, отличный от того, что предлагают политики и
экономисты.
На самом деле, мы должны говорить не об устойчивом развитии, а о Стратегии человечества, его совокупных действиях, способных однажды обеспечить коэволюцию человека и окружающей среды.
Ее разработка мне представляется самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества.
Может быть, вся история человеческих знаний, нашей общей культуры всего лишь подготовительный этап для решения этой задачи, от реализации которой зависит и сам факт сохранения в биосфере нашего вида5 .
Стратегия человечества Стратегия человечества, т.
е.
целенаправленная система действий, нужных для облегчения переходного периода, с необходимостью должна иметь две составляющие: техникотехнологическое перевооружение и утверждение в сознании людей новой нравственности как еще одного заслона против действия биосоциальных законов.
Эти две стороны стратегии – два разных «мира»: их утверждение требует разных типов мышления.
Но они нераздельны.
Ни одна из программ ничего не значит без другой.
Обсудим их последовательно.
Научно-технологическая компонента Стратегии значительно более проста – если в энвайроментальных проблемах можно говорить о простоте! Ее разработка – это огромный труд, с которым людям еще придется справиться.
Однако очевидно, что мы не сможем в обозримом будущем и в обозримые сроки уменьшить наши потребности в несколько раз.
Но мы способны уже в ближайшие десятилетия начать значительно эффективнее использовать природные ресурсы и даже при нынешнем уровне потребностей значительно снизить нагрузку на биосферу.
Другими словами, надо научиться бороться с последствиями научнотехнического прогресса средствами, которые должно создавать дальнейшее развитие науки и техники.
Таков парадокс и такова диалектика развития вида homo sapiens.
5 В 20-х годах академик Л.
С.
Берг выдвинул идею о направленности эволюции.
Он назвал это явление номогенезом (мне казалось, что более правильно было бы его назвать ноогенезом).
Далеко не со всем, что утверждал Л.
С.
Берг, можно согласиться, но определенная направленность эволюции существует, причем «траектория» этого процесса не единственна: существуют точки ее ветвления – так называемые бифуркации.
Более того, утверждение о том, что сегодня мы подходим к новому разветвлению возможных путей эволюции, мне представляется достаточно обоснованным.
Один путь – продолжение того эволюционного развития, которому следовала биосфера планеты со всей той направленностью, которая вытекает из постулатов универсального эволюционизма.
Его перспективы очевидны: постепенная и достаточно быстрая деградация вида homo sapiens и исключение его из состава биосферы.
Другой путь – целенаправленного «ноосферогенеза».
Но для его реализации необходимо совокупное общепланетарное усилие, которое я и называю Стратегией человечества.

[Back]