Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 31]

31 к ним адаптироваться и навсегда покидала историю, оставив после себя лишь смутные воспоминания, как это было в Древнем Шумере.
В других эти трудности служили источником нового взлета, когда цивилизация смогла расширить свою экологическую нишу.
Подобная зависимость отчетливо проявлялась и в средние века, например, в истории скандинавских стран и особенно Исландии.
Наступление «малого ледникового периода», которое усложнило ледовую обстановку в Северной Атлантике, отодвинуло заселение Америки с XII до XV века.
Кто знает, как бы пошла история человечества, если бы ухудшение ледовых условий не прерывало связей с Винландом, успешное освоение которого было начато Эриком Рыжим.
В современных же условиях зависимость человека от природных факторов
многократно возросла, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет (тоже экспоненциально) саму природу, а значит, и условия жизни людей.
Предлагаемая «природная интерпретация» не только экономической, но и политической истории человечества, ее рассмотрение в кадре взаимоотношения природы и общества никак не противоречит другим ракурсам изучения истории, в том числе и марксистскому анализу.
И каждый из них не универсален.
В связи с этим уместно вспомнить знаменитые слова Н.
Бора о том, что никакое сложное явление нельзя описать с помощью одного языка (т.
е.
с помощью какой-либо одной интерпретации или на основе одной парадигмы).
Истинное понимание может дать только голограмма, т е.
рассмотрение явления в
разнььх ракурсах, его описание с помощью ряда различных интерпретаций.
А понимание и есть главная цель любого анализа.
Вспомним, что по этому поводу сказал другой великий физик А.
Эйнштейн: как много мы знаем и как мало мы понимаем! И в разные времена те или иные контексты рассмотрения исторического процесса могут иметь разное значение для формирования того информационного поля, в котором целесообразно проводить эффективный
[стр. 5]

5 тие экологического императива, как некоторого множества свойств окружающей среды (зависящих от особенностей цивилизации), изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях.
Другими словами – некоторые виды человеческой деятельности, особенно степень воздействия человека на окружающую среду должны быть строго ограниченными и контролируемыми.
Категория «экологический императив» – объективна, она не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей всего вида.
Но реализация этого соотношения зависит от воли человека! Вот почему использование термина, аналогичного кантовскому категорическому императиву, совершенно не случайно.
Всю историю антропогенеза можно рассматривать в ракурсе соответствия способности прачеловека, тех или иных его популяций принять экологический императив, подчинить ему свою жизнедеятельность.
Такая позиция воспринимается как совершенно естественная и не вызывает чувства протеста у представителей общественных наук, когда речь идет о ранних этапах антропогенеза – главным содержанием этого процесса было не совершенствование форм общественного бытия, а биологическая эволюция.
Но я вижу прямую необходимость аналогичного рассмотрения и более позднего, уже исторического этапа развития вида homo sapiens, когда в начале голоцена, после завершения неолитической революции, у человечества сформировалась современная экологическая ниша, и оно на поздних этапах неолита вступило в свою историю.
Я смею это утверждать, ибо анализ истории Шумера, Древнего Египта, Китая и многочисленные другие исследования в этой области наглядно показывают прямую зависимость цивилизационных структур и их эволюцию от изменения природных факторов.
Причины таких изменений могли быть очень разными.
Многие из них были связаны с вариациями климата, как, например, в Египте.
Другие были вызваны увеличением антропогенного давления на окружающую среду, как в Шумере или Китае.
В одних случаях цивилизация оказывалась не способной к ним адаптироваться и навсегда покидала историю, оставив после себя лишь смутные воспоминания, как это было в Древнем Шумере.
В других эти трудности служили источником нового взлета, когда цивилизация смогла расширить свою экологическую нишу.
Подобная зависимость отчетливо проявлялась и в средние века, например, в истории скандинавских стран и особенно Исландии.
Наступление «малого ледникового периода», которое усложнило ледовую обстановку в Северной Атлантике, отодвинуло заселение Америки с XII до XV в.
Кто знает, как бы пошла история человечества, если бы ухудшение ледовых условий не прерывало связей с Винландом, успешное освоение которого было начато Эриком Рыжим.
В современных же условиях зависимость человека от природных факторов


[стр.,6]

6 многократно возросла, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет (тоже экспоненциально) саму природу, а значит, и условия жизни людей.
Предлагаемая «природная интерпретация» не только экономической, но и политической истории человечества, ее рассмотрение в кадре взаимоотношения природы и общества никак не противоречит другим ракурсам изучения истории, в том числе и марксистскому анализу.
И каждый из них не универсален.
В связи с этим уместно вспомнить знаменитые слова Н.
Бора о том, что никакое сложное явление нельзя описать с помощью одного языка (т.
е.
с помощью какой-либо одной интерпретации или на основе одной парадигмы).
Истинное понимание может дать только голограмма, т.
е.
рассмотрение явления в
разных ракурсах, его описание с помощью ряда различных интерпретаций.
А понимание и есть главная цель любого анализа.
Вспомним, что по этому поводу сказал другой великий физик А.
Эйнштейн: как много мы знаем и как мало мы понимаем! И в разные времена те или иные контексты рассмотрения исторического процесса могут иметь разное значение для формирования того информационного поля, в котором целесообразно проводить эффективный
анализ разворачивающихся событий, и предсказывать различные возможные (или вероятные) повороты политической жизни планеты.
Так, например в XIX в., когда в Европе и Америке закончилась эпоха первоначального накопления, когда шел бурный процесс становления молодого капитализма, то видение событий, предложенное Марксом, давало, вероятно, наиболее содержательный вклад в информационную базу прогностической деятельности.
Но уже в конце XIX в., и особенно в XX в., тот контекст мирового процесса развития, который использовал Э.
Бернштейн, оказывался способным давать более реалистические оценки возможного поворота общественной эволюции.
Он стал служить более надежным источником прогностической информации в области экономики и эволюции общественных отношений.
Однако тоже недостаточным для понимания этих процессов.
Что же касается нынешнего времени, то я полагаю, что определяющее значение в истории общества (во всяком случае, ближайших десятилетий) будут играть его взаимоотношения с окружающей природой.
Именно они окажутся инициаторами цивилизационных конфликтов, поскольку человечество подошло к порогу допустимого, и разные цивилизации будут очень по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития.
В этом и состоит экологический пафос современного политологического анализа переживаемого этапа процесса планетарного развития.

[Back]