Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 61]

61 каждая культура формирует также отношения во всем многокультурном мире.
Сегодня проблемами культур, цивилизаций, их особенностями занимается довольно .
много специалистов —
философов, социологов, историков, этнологов.
Цивилизационный подход к истории иногда рассматривается в качестве противопоставления формационному.
Но четкого и общепринятого определения формации, а тем более цивилизации
не существует.
Термин «цивилизация» часто употребляется для обозначения ступени, уровня развития культуры.
Он несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.
Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине XYII века; лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху1.
Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
В начале XIX в.
начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической.
В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т.
Жуффруа2).
В начале XIX в.
Ф.
Гизо"5, предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы «этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой, есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
1 Культурология // Под рсд.
Г.В.
Драча.
Ростов на Дону; 1995.
2См там же.
3 См там же.
[стр. 14]

14 По мере освоения человеком потенциальной ойкумены, проблемы, вызываемые цивилизационной дифференциацией, становятся все более и более весомой причиной конфликтов и смены страниц нашей общей истории.
Необходимость кооперации, диктуемая развитием производительных сил, встречается со все большими трудностями нахождения необходимых компромиссов.
Но прежде чем говорить о будущем и роли этого противоречия и его следствиях, остановимся на обсуждении некоторых особенностей понятия «цивилизация».
Размышления о цивилизации Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается довольно много специалистовфилософов, социологов, историков, этнологов.
Цивилизационный подход к истории иногда рассматривается в качестве противопоставления формационному.
Но четкого и общепринятого определения формации, а тем более цивилизации,
как мне представляется, не существует.
Его воспринимают скорее на интуитивном уровне, как некое самоочевидное понятие, что явно недостаточно как для более или менее строгого анализа, так и для нужд прогностики.
В предыдущем разделе я предложил свое понимание этого термина.
Оно мне необходимо для того, чтобы читатель мог правильно понять утверждения автора.
Но я отдаю отчет сколь такое определение дискуссионно1 .
Существует множество интереснейших наблюдений, но общей картины развития цивилизаций, как и истинных пружин, выделяющих те или иные их свойства, до сих пор нет! Этот процесс сложен, ибо он является становым хребтом общего процесса самоорганизации общества, как слагаемого биосферы.
И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождение в их рамках феномена культуры становится с каждым годом все актуальнее.
С позиции универсального эволюционизма (теории самоорганизации) выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в упорядочении того грандиозного объема информации, который нам дает изучение конкретных исторических процессов.
Но классификация формаций и цивилизаций, изучение их особенностей не эквивалентно изучению феномена развития человечества, т.
е.
его истории.
Это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история.
Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные.
Такое деление не только очень условно, но и грубо.
И тем не менее оно имеет смысл, ибо несет оп1 Развитие цивилизации, формирование ее особенностей не определяется однозначно материальными условиями.
Оно тесно связано с характером духовного мира народа.
А это еще одна компонента общего процесса развития, связанная с остальными, в то же время самостоятельная.
Процесс эволюции человечества, его истинная многоплановая история мне напоминает дельту реки со множеством протоков.
Каждый из них может порой течь совершенно самостоятельно, подчинясь своим законам, на много отдаляясь от основного русла.
Но однажды он неизбежно возвращается в его лоно, меняя его структуру и качество воды, а иногда даже и ее цвет.

[Back]