Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 64]

64 А рядом с неподвижным Востоком жил греческий Запад, мир маленьких независимых и самостоятельных городков — полисов, в которых люди не были привязаны к плодородным речным долинам, требовавшим ежегодного ’ повторения жизненных циклов.
Для того чтобы выжить, они были вынуждены находиться в непрерывном поиске, путешествовать, торговать.
Так же как и их северные соседи — кельты, германцы, славяне...
Км тоже приходилось все время мигрировать в поисках лучшей жизни.
Но используемый подход не отражает многих важных особенностей отдельных цивилизаций.
Наглядный пример тому —
славянские народы, и особенно русские Общепринято считать, что в отечественной цивилизации огромную роль играют традиционные начала.
И это действительно так.
Соборность, коллективизм,
служение нации, т.
е.
приоритет ее судеб над личными заботами —
все эти принципы свойственны русскому народу и жизненно необходимы в условиях сурового климата.
Но одновременно они сопряжены и с непрерывным поиском во всех сферах жизни.
В том числе и со стремлением к самоидентификации.
Вопросы о том, кто мы есть и откуда мы, что мы можем и куда идем, пронизывают всю нашу историю.
А ответа на них нет и сейчас.

История России (начиная с реформ Петра) — это во многом история * догоняющих модернизаций.
Г.В.
Плеханов в свое время очень хорошо написал, что Россия — это кентавр, который возник в результате петровских реформ, когда Петр I пришил европейскую голову к азиатскому туловищу традиционной России1.
Россия и после Петра переживала несколько крупных догоняющих модернизаций, ряд прививок западного опыта на тело традиционного общества, осуществляемых сверху за счет сильной, деспотичной власти, которая, преодолевая сопротивление традиции, ломала и <• насаждала новый образ жизни, новые структуры.
Историческая функция реформ самого Петра свелась к тому, что в России появились заводы, Плеханов Г В История русской общественной мысли.
-М..
1917.
[стр. 17]

17 Я уже сказал о том, что используемая цивилизационная дихотомия очень условна и далеко не отражает многих важных особенностей отдельных цивилизаций.
Наглядный пример тому
славянские народы, и особенно русские.
Общепринято считать, что в отечественной цивилизации огромную роль играют традиционные начала.
И это действительно так.
Соборность, коллективизм,
служении нации, т.
е.
приоритет ее судеб над личными заботами
все эти принципы свойственны русскому народу и жизненно необходимы в условиях сурового климата.
Но одновременно они сопряжены и с непрерывным поиском во всех сферах жизни.
В том числе и со стремлением к самоидентификации.
Вопросы о том, кто мы есть и откуда мы, что мы можем и куда идем, пронизывают всю нашу историю.
А ответа на них нет и сейчас.

Царь Петр прорубил окно в Европу и пытался всю жизнь примерять народу европейские одежды.
А закончился этот эксперимент смутой 30-х и 40-х годов XVIII в.
и страшным разорением страны, получившим в народе название «петровский разор».
А между тем Россия к концу того века выплавляла стали не меньше, чем вся остальная Европа, вместе взятая.
Однако это не помешало России продолжать укреплять феодальные (помещичьи) порядки и не услышать первые громы наступавшей научно-технической революции.
Были и другие попытки вестернизации страны, т.
е.
ее развития по образцу и подобию цивилизаций народов Европейского полуострова.
И мне трудно утверждать, сколь были они полезны для формирующейся нации и ее собственной цивилизации.
А вместе с тем русский люд шел на Восток, попутно ассимилируя или подчиняя себе множество народов.
И этот естественный процесс закончился тем, что он вышел к новому для себя океану.
Более того, он перешагнул через него и в Калифорнии встретился с испанцами.
И кто знает, как бы пошла история, если бы не случился один прискорбный эпизод.
Его история не только трагична, но и романтична – вполне в духе русских и испанцев.
Русский офицер покорил сердце дочери местного испанского властителя (кажется, губернатора).
Офицер должен был на ней жениться, а под русскую корону должна была отойти некоторая часть Калифорнии, где уже был поднят русский флаг.
Но незадачливый жених решил испросить на то разрешение императрицы Екатерины и по дороге в Петербург утонул при переправе через одну из сибирских рек.
Бедная невеста, как повествуют легенды, ушла в монастырь, а русский флаг через полвека был заменен американским.
Но от нашего пребывания в Калифорнии там остались, тем не менее, названия некоторых поселков.
И форт Росс! Куда русских во времена холодной войны не допускали.
К сказанному я бы хотел добавить еще одну деталь.
Это русские открыли и освоили Курилы, а не японцы, у которых они были под боком.
Любой открыватель новых земель «высовывается», а это нехорошо согласно «принципу забивания гвоздей».
У нас, у русских, такого принципа не было.

[Back]