Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 69]

69 личность была ориентирована на поиск нового, на проявление инициативы.
Именно им обязана планета появлению этой волны.

На этом витке истории человечества цивилизации технотронного типа родили новые стимулы развития общепланетарной цивилизации,
или дали человечеству новые средства обеспечения собственного (общепланетарного) гомеостаза.
Новые
возможности обычно сопровождаются и новыми трудностями.
В конечном счете, все те новые блага, которые пришли вместе с переустройством технологической основы цивилизации —
и повышение среднего уровня жизни, и развитие здравоохранения, и как следствие небывалый рост продолжительности жизни и многое другое, что дает научно-технический прогресс,— приводят к экологическому кризису и грозят вселенской катастрофой.
И диалектика развития такова, что никакая страна не может остаться в стороне от
модернизации, ибо любое отставание в процессе модернизации грозит отбросить страну с основной дороги истории и превратить ее в эксплуатируемый придаток более развитых государств.
И в то же время преодоление
или смягчение экологического кризиса нельзя мыслить вне рамок научно-технического прогресса, развития технологий и других нововведений.
Но
на нынешнем этапе истории модернизация рождает предпосылки для столкновения цивилизаций.
Не стран и народов, как в былые времена, а цивилизаций.

Модернизация не означает полной реконструкции цивилизации.
Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений.
Что же касается изменения структуры производительных сил, техникотехнологической основы жизненного устройства, то в нынешнее время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения.
Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества.
Но не все так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.
[стр. 21]

21 временного промышленного производства, вместе с технотронной волной происходила и миграция «западных образцов жизни», отвечающих особенностям новой организации производительных сил, структуре производственных отношений и необходимости подстройки всего уклада быта к новым его условиям.
Но все сказанное выше – все, что порождается совершенствованием и обогащением технической базы цивилизации, не означает ее коренной ломки, а следовательно, и не меняет сколь-нибудь значительно существующую в ней систему ценностей.
Хотя и накладывает весьма весомый отпечаток на особенности (главным образом внешние проявления) цивилизации.
Вот почему я и взял в кавычки сочетание слов «западные образцы жизни».
До поры до времени такие цивилизационные подстройки совершались медленно и почти незаметно.
Однако теперь, поскольку скорость модернизации стала очень быстро нарастать, цивилизациям становится очень непросто за относительно небольшой срок приспособиться к изменяющимся структурам средств производства и новым возможностям потребления.
Особенно сложны и неоднозначны процессы модернизации в странах, цивилизация которых носит ярко выраженный традиционный характер.
Совершенно не случайно, что модернизационная волна пошла именно с Запада.
Ориентация личности на поиск нового, на проявление индивидуальной инициативы – это то, что было особенностью западной технотронной цивилизации – именно им обязана планета появлению этой волны.
Энергия и индивидуальная предприимчивость проявлялись, конечно, и ранее.
Так, в средние века они выливались в крестовые походы, в эпоху Возрождения – в дальние плавания, первоначальное накопление и завоевание новых земель.
Но после первой научно-технической революции открылись новые, теперь уже производственные возможности.
Вот почему, после того как состоялось первоначальное накопление, энергия и предприимчивость потенциальных конквистадоров переключались в сферу материального производства и торговли.
На этом витке истории человечества цивилизации технотронного типа родили новые стимулы развития общепланетарной цивилизации,
если уместно употреблять такой термин.
Может быть, лучше сказать – дали человечеству новые средства обеспечения собственного (общепланетарного) гомеостаза.
Но
модернизация – это двуликий Янус.
Новые возможности обычно сопровождаются и новыми трудностями.
С ними оказываются связаны и новые опасности для судеб человека.
В конечном счете, все те новые блага, которые пришли вместе с переустройством технологической основы цивилизации
и повышение среднего уровня жизни, и развитие здравоохранения, и как следствие небывалый рост продолжительности жизни и многое другое, что дает научно-технический прогресс,– приводят к экологическому кризису и грозят вселенской катастрофой.
И диалектика развития такова, что никакая страна не может остаться в стороне от


[стр.,22]

22 модернизации, ибо в этом случае «ей станет еще хуже»! Любое отставание в процессе модернизации грозит отбросить страну с основной дороги истории и превратить ее в эксплуатируемый придаток более развитых государств.
И в то же время преодоление
(лучше сказать – смягчение) экологического кризиса нельзя мыслить вне рамок научно-технического прогресса, развития технологий и других нововведений.
Но
что на нынешнем этапе истории особенно страшно – модернизация необходимо рождает предпосылки для столкновения цивилизаций.
Не стран и народов, как в былые времена, а цивилизаций.

Процессы модернизации и цивилизационные разломы Я уже обратил внимание на то, что модернизация не означает полной реконструкции цивилизации.
Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений.
Что же касается изменения структуры производительных сил, технико-технологической основы жизненного устройства, то в нынешнее время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения.
Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества.
Но не все так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.

Представляется, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но это общее место, ибо вовсе не всегда бывает так, поскольку традиционные цивилизации очень различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В самом деле, очевидно, что цивилизация Японии относится к традиционному типу (может быть, даже «архитрадиционному»!) и в то же время именно эта страна по многим позициям идет «впереди Европы всей».
И при этом «западной» страной она не сделалась.
Я думаю, что японская цивилизация еще более далека от европейской, чем даже мусульманская цивилизация Ближнего Востока.
Основные мотивы, внутренние стимулы поведения людей в Японии не так уж и изменились со времен сегунов.
Та же преданность традициям и старшим, то же стремление к гармонии – не потерять контактов, присущих общине, та же забота патрона о своих служащих вплоть до совместных выпивок...
Развитие «высших технологий» при современной доступности информации определяет прежде всего технологическая дисциплина и высокая квалификация исполнителя.
Японцы обладают тем и другим.
К этому следует добавить и их прак

[Back]