Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 70]

70 Можно предположить, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но
не всегда бывает так, поскольку традиционные * цивилизации различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В
аналогичном ключе происходит и развитие процессов модернизации в ряде других стран Тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд и др.) при всем различии их культур и миропредставлений.
И
в ближайшие десятилетия, процессы модернизации в Тихоокеанском регионе будут основным вызовом западноевропейской (и американской) цивилизации Наиболее острые (хотя и не самые опасные для будущего человечества) противоречия будут, вероятнее всего, именно здесь.
Наиболее эффективно (и безболезненно) современный процесс модернизации происходит в тех цивилизациях традиционного типа, где в верхней части шкалы общечеловеческих ценностей стоят дисциплина, * почитание старших, принадлежность к коллективу, где светская жизнь не канонизируется церковью, а внешний плюрализм уживается с производственным либерализмом.
Именно такими свойствами обладают многие цивилизации Дальнего Востока.
Значительно сложнее дело обстоит в странах мусульманского Востока.
Здесь тоже идут процессы модернизации.
Но они встречают множество трудностей, которые накладываются на чрезвычайно сложную палитру
ч* внутренних, уже межстрановых и клановых противоречий.
Возникновение зоны нестабильности на этом пространстве является своеобразным цивилизационным ответом на процесс модернизации.
Одной из причин
[стр. 22]

22 модернизации, ибо в этом случае «ей станет еще хуже»! Любое отставание в процессе модернизации грозит отбросить страну с основной дороги истории и превратить ее в эксплуатируемый придаток более развитых государств.
И в то же время преодоление (лучше сказать – смягчение) экологического кризиса нельзя мыслить вне рамок научно-технического прогресса, развития технологий и других нововведений.
Но что на нынешнем этапе истории особенно страшно – модернизация необходимо рождает предпосылки для столкновения цивилизаций.
Не стран и народов, как в былые времена, а цивилизаций.
Процессы модернизации и цивилизационные разломы Я уже обратил внимание на то, что модернизация не означает полной реконструкции цивилизации.
Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений.
Что же касается изменения структуры производительных сил, технико-технологической основы жизненного устройства, то в нынешнее время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения.
Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества.
Но не все так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.
Представляется, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но
это общее место, ибо вовсе не всегда бывает так, поскольку традиционные цивилизации очень различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В
самом деле, очевидно, что цивилизация Японии относится к традиционному типу (может быть, даже «архитрадиционному»!) и в то же время именно эта страна по многим позициям идет «впереди Европы всей».
И при этом «западной» страной она не сделалась.
Я думаю, что японская цивилизация еще более далека от европейской, чем даже мусульманская цивилизация Ближнего Востока.
Основные мотивы, внутренние стимулы поведения людей в Японии не так уж и изменились со времен сегунов.
Та же преданность традициям и старшим, то же стремление к гармонии – не потерять контактов, присущих общине, та же забота патрона о своих служащих вплоть до совместных выпивок...
Развитие «высших технологий» при современной доступности информации определяет прежде всего технологическая дисциплина и высокая квалификация исполнителя.
Японцы обладают тем и другим.
К этому следует добавить и их прак

[стр.,23]

23 тицизм – они принимают любой иностранный технический опыт и легко его приспосабливают под свои жизненные стандарты.
И их цивилизация ориентирована на воспитание, образование и коллективные формы деятельности в значительно большей степени, чем евроамериканская.
В этом отношении японская цивилизация была ближе к нашей, русской, особенности которой ныне так стремятся вытравить господа «демократические западники».
В аналогичном ключе происходит и развитие процессов модернизации в ряде других стран Тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд и др.) при всем различии их культур и миропредставлений.
И
сейчас, вернее, в ближайшие десятилетия, процессы модернизации в Тихоокеанском регионе будут основным вызовом западноевропейской (и американской) цивилизации.
И по этому разлому, носящему ярко выраженный цивилизационный характер, неизбежно пройдет новая линия «фронта».
Термин «фронт» здесь более или менее условен, и я не думаю, что где-то в нем возникнут горячие точки.
Но наиболее острое (хотя и не самое опасное для будущего человечества) противостояние будет, вероятнее всего, именно здесь – по линии разлома этих двух, только внешне совместимых цивилизаций.
Эти цивилизационные противостояния уже в ближайшее время способны внести качественные изменения в характер развития политической истории планеты.
Но эти противоречия только в ближайшее время будут играть определяющую роль.
Затем ситуация начнет качественно меняться.
Но об этом ниже.
Наиболее эффективно (и безболезненно) современный процесс модернизации происходит в тех цивилизациях традиционного типа, где в верхней части шкалы общечеловеческих ценностей стоят дисциплина, почитание старших, принадлежность к коллективу, где светская жизнь не канонизируется церковью, а внешний плюрализм уживается с производственным либерализмом.
Именно такими свойствами обладают многие цивилизации Дальнего Востока.
Значительно сложнее дело обстоит в странах мусульманского Востока.
Здесь тоже идут процессы модернизации.
Но они встречают множество трудностей, которые накладываются на чрезвычайно сложную палитру
внутренних, уже межстрановых и клановых противоречий.
И появление в этих государствах радикальных и энергичных лидеров типа Каддафи, Хомейни или Хуссейна совершенно не случайно.
Так же как и то, что они, несмотря на все поражения, воспринимаются своими народами как герои, ибо они – рафинированные представители цивилизации.
И возникновение зоны нестабильности, захватившей все пространство от Инда до Средиземноморья и страны Магриба, является своеобразным цивилизационным ответом на процесс модернизации.
Во всяком случае, именно таким мне представляется происходящее в мусульманском мире.

[Back]