Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 71]

71 нестабильности в мусульманском мире является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного образца).
Единство светской и религиозной жизни, декларируемое исламом, вырабатывает
совершенно * иные, чем на Западе стандарты бытия — общественного и индивидуального — и самого мировосприятия.
И в то же время модернизация ведет к утверждению стандартов совершенно определенного вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям.
Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т.
д.— они
содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил.
Раскрепощенный образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности.

Очень важно, что неприятие новых форм жизни, связанных с модернизацией, лежит глубоко в сознании народа (а может быть, и уже в подсознании), сложившегося за тысячелетия его жизни.
Вот почему как ответ на развитие модернизационных процессов в большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и неизбежно ему сопутствующий терроризм.

К этому можно добавить другое • представление о ценности «земной» жизни, чем на Западе, понимание того, что оружие массового уничтожения становится доступным не только странам, но и отдельным группам людей.
Противоречия между европейскоамериканской и тихоокеанской цивилизацией будут нарастать и дальше, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей.
Но они будут носить, прежде всего, экономический характер; это будет соревнование в способности эффективно реализовать потенциальные возможности
> модернизации.
И его результат молено предсказать — будет постепенное вытеснение Америки из большинства восточных рынков.
В самом деле, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те
[стр. 24]

24 Нельзя, конечно, свести объяснение этих процессов к какому-то единому обстоятельству.
Но мне кажется, что одной из причин нестабильности в мусульманском мире является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного образца).
Единство светской и религиозной жизни, декларируемое исламом, вырабатывает
такие стандарты бытия – общественного и индивидуального – и самого мировосприятия, которые совершенно иные, чем на Западе.
Я бы даже сказал, антагонистичные западным меркам.
В том числе и представлению о человеческих ценностях.
И в то же время модернизация ведет к утверждению стандартов совершенно определенного вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям.
Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т.
д.– они
(будем следовать марксистскому стилю мышления) содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил.
Раскрепощенный образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности.

Целый ряд политических деятелей мусульманского Востока пытались проводить модернизацию «сверху» на манер Петра Великого.
И порой добивались значительного успеха.
Наиболее характерен в этом отношении пример Ирана.
При шахском правительстве династии Пехлеви эта страна сумела добиться экономического процветания и развить современную промышленность.
Но его деятельность не затронула народные глубины и не помешала успешному завершению революции Хомейни и последовавшему затем откату Ирана в своем модернизационном процессе.
В качестве примеров, иллюстрирующих мою точку зрения, я бы привел еще Ливию и Алжир.
Мусульманину Каддафи было гораздо легче найти общий язык с безбожным Советским Союзом и его вариантом социализма, чем с христианским либерализмом и демократией Европы и Америки.
Ливийских мусульман привлекало в нашей стране не только единство идеологии и политической доктрины, но еще больше – принципиальное неприятие Советским Союзом либеральных доктрин и идейного плюрализма.
И Ливия проявляла не классовое или экономическое, а именно цивилизационное противостояние с Западом.
Может быть, еще более нагляден существующий цивилизационный разлом в Алжире.
Казалось, что полтора века французского господства превратили эту страну в процветающее государство западного типа.
Да и несколько миллионов французов вроде бы создали в стране костяк западноевропейской цивилизации.
Но, как оказалось, все эти изменения носили совершенно поверхностный характер.
Алжир не только не принял модели западного либерализма, но и модель социализма оказалась для него глубоко чуждой.


[стр.,25]

25 И что еще очень важно – неприятие новых форм жизни, связанных с модернизацией, лежит глубоко в сознании народа (а может быть, и уже в подсознании), сложившегося за тысячелетия его жизни.
Заметим, что аналогичные обстоятельства имеют место и в республиках бывшего Советского Союза.
Процессы модернизации в советское время там зашли весьма далеко, но после распада СССР не произошло отката подобного тому, который имел место в Алжире после ухода французов или Иране после революции Хомейни.
И секрет в том, что колхозный строй деревни оказался близким к той форме жизни, которая была привычной для этих мусульманских стран: колхоз – это та же махали, а его председатель – всеми принимаемый старейшина.
Ну а промышленность – ее создавали «русскоязычные».
И им, по-видимому, придется уезжать.
И чем быстрее, тем лучше как для «русскоязычных», так и для титульных народов этих стран, которых очень мало беспокоит судьба авиационных заводов и урановых рудников.
И трудности во взаимоотношениях с европейцами, которые переживает Алжир, однажды неизбежно проявятся и в Узбекистане.
Они не будут зависеть от правительства.
Строй жизни и традиции сами начнут восставать против утверждения либерализма.
А без него невозможно завершить модернизацию.
Вот почему как ответ на развитие модернизационных процессов в большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и неизбежно ему сопутствующий терроризм.

Если к этому добавить иное представление о ценности «земной» жизни, чем на Западе, понимание того, что оружие массового уничтожения становится доступным не только странам, но и отдельным группам людей, то мы увидим, сколь опасна эта линия цивилизационного разлома.
Я убежден, что линия разлома европейско-американской и тихоокеанской цивилизаций во всяком случае в обозримом будущем не приведет к «горячим фронтам».
Противостояния будут нарастать и дальше, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей.
Но они будут носить прежде всего экономический характер; это будет соревнование в способности эффективно реализовать потенциальные возможности
модернизации.
И его результат можно предсказать – будет постепенное вытеснение Америки из большинства восточных рынков.
В самом деле, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те
формы жизни, которые сопутствуют модернизации.
Но только формы – содержание осталось почти неизменным.
Да и формы они подстроили, трансформировали под свои мерки и нашли новые образцы жизни, интенсифицирующие модернизационные процессы: новая волна модернизации пойдет с Востока! В исламском, мире эти процессы идут совершенно по-иному.
И предсказать их развитие гораздо сложнее, ибо религией являются сами формы жизни.
Ислам не только религия и

[Back]