Проверяемый текст
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. - 200 с.
[стр. 75]

75 о тех чертах организации общества, которые ему необходимы в современных условиях, требующих, прежде всего, выполнения экологического императива нынешнего дня.
Именно об отдельных чертах, поскольку мы еще очень
1 далеки от понимания того, как человечество должно организовать свою жизнедеятельность, чтобы оказаться в сила,х воплотить общие соображения о коэволюции общества и окружающей среды в реальную систему действий и запретов, достаточных для продолжения человеческой истории.
Можно предположить, что увеличение разнообразия форм собственности будет сочетаться с ростом различных условий и ограничений в ее использовании, т.
е.
с
тем процессом, который Маркс называл процессом уничтожения (снятия) частной собственности1.
Во многом этот процесс идет независимо от воли отдельных людей.
Он — проявление особенностей самоорганизации общества, его адаптации к изменяющимся условиям существования.
Но в этот стихийный процесс все чаще и чаще вмешивается коллективный разум человечества.

Точно так же следует предполагать, что увеличится разнообразие культур, национальных и религиозных особенностей жизни людей, отвечающих разнообразию их духовных миров.
И, тем не менее, необходимость реализации требований экологического императива, а также интеграции экономики в интересах обеспечения
стабильности планетарного сообщества вызовет появление в общественных структурах некоторых общих черт: систем экологических законов и соответствующих органов контроля, единых правил финансового обращения, признания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т.
д.
Эти новые особенности должны обусловить постепенное развитие процесса ноосферогенеза, т.
е.
перехода биосферы в состояние ноосферы.
Но определенная унификация будет возникать даже независимо от тех * требований стандартизации, которые являются следствием экономической интеграции и уже активно реализуются во многих странах.
Подобный
Маркс К.
и Энгельс Ф.
Сочинения.
М , 1978.
[стр. 168]

167 вилизации были уже неспособны справиться с недостатком пищи и дру гих ресурсов.
Начиналась деградация! Или ...переселение.
Точно так же все великие цивилизации прошлого, несмотря на их достижения в культуре, влияние на последующую историю, не сумели, во всяком случае, в течение более или менее продолжительного време ни, поддерживать рациональную организацию своего хозяйства.
Сво ей деятельностью, незнанием правил обращения с окружающей сре дой они обостряли противоречия с Природой и снижали потенциал развития — разрушали почвы и снижали их плодородие, уменьшали разнообразие живого мира и т.
п., а в результате подводили свои стра ны к экологическим кризисам, даже не понимая этого.
И в конечном итоге сходили с исторической сцены.
Невозможно считать рациональной в какой бы то ни было степени и организацию современных цивилизованных государств, поскольку в первую очередь именно они нарушают гармонию во взаимодействиях общества и Природы и ускоряют надвигающийся экологический кри зис.
Именно они, эти передовые и «наиболее цивилизованные» госу дарства, особенно отчетливо демонстрируют несоответствие глубинных инстинктов стяжательства и агрессивности, которые были заложены в людей еще во времена борьбы с саблезубыми тиграми, потребностям гуманистического восприятия действительности, нам столь необходи мого в век атомного оружия.
* * * Таким образом, мерой рациональности общественной организации, на мой взгляд, является степень согласованности стратегии общества и логики развития Природы.
Эта согласованность не гарантирует обще ству стабильного существования, но предоставляет потенциальную воз можность этого и способность предотвращать опасные для будущего кризисные ситуации.
Поскольку человек живет в мире, который все время изменяется (и не без участия человека), то представление о конкретных особенностях рациональности тоже меняется со временем.
Поэтому в данной части книги я могу и буду говорить лишь о тех чертах организации общества, которые ему необходимы в современных условиях, требующих прежде всего выполнения экологического императива нынешнего дня.
Имен но об отдельных чертах, поскольку мы еще очень
далеки от понимания того, как человечество должно организовать свою жизнедеятельность, чтобы оказаться в силах воплотить общие соображения о коэволюции общества и окружающей среды в реальную систему действий и запре тов, достаточных для продолжения человеческой истории.
Мы действительно плохо представляем ту моральную основу, кото рая необходима для обеспечения нашего общего будущего.
(Того буду щего, которое мне хочется назвать экологическим социализмом.
Впро чем, дело не в названии.
Я думаю, что читателю это понятно.)

[стр.,170]

169 объем знаний при их использовании неизбежно возрастает.
Очень хо рошо по этому поводу сказал Бернард Шоу: «Если я у тебя возьму яб локо, то у нас останется то же яблоко.
Если же я возьму у тебя идею, то у нас уже будут две идеи».
Таким образом, неотвратимо происходит перестройка структуры собственности.
И что еще важнее — постепенно изменяется наше представление о том, что значит «собственность» и какова ее роль в жизни общества.
Увы, как это плохо понимают те, от кого порой за висит судьба собственности на землю, например, или на компьютер ные программы! Второе.
Исходя из общих принципов эволюционизма, можно ут верждать, что в начале нынешнего тысячелетия разнообразие форм соб ственности будет расти, и общества ближайших столетий, если челове чество сохранится, станут многоукладными.
Только эти формы соб ственности станут во все большей степени «общественными», что неизбежно будет приводить к перестройке общественной организации и возникновению новых структур.
Точно так же следует предполагать, что увеличится разнообразие культур, национальных и религиозных особенностей жизни людей, от вечающих разнообразию их духовных миров.
И тем не менее необходи мость реализации требований экологического императива, а также ин теграции экономики в интересах обеспечения
стабильности планетар ного сообщества вызовет появление в любых общественных структурах некоторых общих черт: систем экологических законов и соответствую щих органов контроля, единых правил финансового обращения, при знания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т.
д.
Эти новые особенности должны обусловить постепенное разви тие процесса ноосферогенеза, то есть перехода биосферы в состояние ноосферы.
Но определенная унификация будет возникать даже неза висимо от тех требований стандартизации, которые являются следстви ем экономической интеграции и уже активно реализуются во многих странах.
Подобный
процесс происходит в силу того, что человечество — единый вид и множеством связей оно вступает во взаимодействие с При родой как единое целое.
Оба сформулированных тезиса не противоречат друг другу: увели чение разнообразия форм собственности будет сочетаться с ростом раз личных условий и ограничений в ее использовании, то есть с тем про цессом, который Маркс называл процессом уничтожения (снятия) ча стной собственности.
Во многом этот процесс идет независимо от воли отдельных людей.
Он — проявление особенностей самоорганизации общества, его адаптации к изменяющимся условиям существования.
Но в этот стихийный процесс все чаще и чаще вмешивается Коллектив ный Разум человечества
(пока очень робко, ибо и сам он в своем ста новлении еще не пережил «пещерного уровня»).
Эти особенности ближайшего будущего — уже не социалистичес кая утопия, а, если угодно, социализм как «железная» необходимость

[Back]