Проверяемый текст
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. - 200 с.
[стр. 77]

77 Второе: предельная открытость общества к восприятию новых идей и потенциальных способностей нации — вот, вероятно, та истинная или основная цель, к которой будет вынуждено стремиться любое государство.
В * конечном счете, сейчас все зависит от общей культуры и образованности народа, рождающих необходимое качество и дисциплину труда, от способностей социума раскрыть творческие возможности его
граждан.
Вот где и в чем должна проявляться истинная свобода.
Такая ситуация не обеспечит равенства, но и не станет ущемлять достоинство и самоуважение любого человека.
Такой особенностью должно обладать рационально организованное общество.
Если оно возникнет, то обязательно утвердится и некоторый компромисс между свободой и равенством.
Каков он будет, какими правовыми средствами и структурой собственности он будет обеспечен — сказать сегодня нельзя.
Тем более что он будет реализоваться заведомо не единственным способом, ибо и люди разные, и цивилизации разные.
И различны у них не только структуры ценностей, но и традиции.
Но каким бы такой компромисс ни был, он должен быть в состоянии снимать опасный уровень социальной напряженности, которая не дает полностью использовать потенциальные возможности человека для преодоления * трудностей в развитии общества.

Третье: общество должно быть способным выполнять условия экологического императива.
Развитие его производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности.
Первые два свойства, две характеристики рационального общества
необходимы именно для того, чтобы обеспечить выполнение третьего требования.
Однако выполнения названных требований еще недостаточно
Ф для обеспечения гомеостаза человечества в условиях оскудевающей планеты.
Стратегия человечества, как мы видим, должна иметь две очень разные компоненты: научно-технологическую и вторую — нравственную и
[стр. 171]

170 современности.
Человечество просто не сможет выжить на Земле, не обретя некоторых общих стандартов в своих взаимоотношениях с При родой.
Во почему сегодня больше, чем когда либо, необходимо обсуж дать принципы рациональной организации общества, согласования устроения общественных структур, системы нравов (нравственности) с реальными условиями жизни человека.
И с учетом наблюдаемых тен денций развития биосферы.
Употребляя термин «рациональное общество», я имею в виду об щество, идущее в эпоху ноосферы (существующее в этой эпохе!), то есть целенаправленно стремящееся к формированию режима коэволюции человека и общества, способное направлять развитие Природы и об щества, согласовывать эти процессы.
Такая организация общественной жизни необходима, ибо только в этом случае человечество сможет из бежать деградации и сохранить перспективу дальнейшего развития.
Это желаемое общество, как я надеюсь, суть общество ближайших десяти летий.
Говорить о нем в деталях трудно, тем более, что в разных регио нах мира оно может иметь свои особенности.
Однако в любом месте земного шара оно должно обладать рядом общих свойств, которые я постараюсь назвать.
Первое требование: способность обеспечивать раскрытие потенци ала отдельной личности, ее таланта, ее интеллектуальных возможнос тей, ее воли.
И это не благое пожелание, а суровая жизненная потреб ность.
Человечеству уже в ближайшие десятилетия предстоит пройти через множество испытаний.
И они будут тем успешнее преодолены, чем большее количество «личностей», обладающих необходимыми зна ниями, проявят себя в «поисках пути»! Эти поиски потребуют создания новых технологий, выработки но вых взаимоотношений с Природой, новой социальной организации.
Последнее особенно трудно и в то же время особенно важно! Это будут изобретения в области науки, техники, социальной организации.
Что бы достигнуть успеха, обществу необходимо предельно раскрепостить ся в своей интеллектуальной деятельности, отрешиться от многих догм, открыться новым идеям.
Надо научиться мыслить сколь угодно сво бодно.
А вот действовать...
Действовать следует по принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь».
И чем могущественнее будет цивилизация, тем осторожнее должен поступать человек: методы научного анализа должны идти в ногу с развитием производительных сил общества.
Мо жет быть, в таком обществе возникнет разумное сочетание динамизма обществ европейского типа и мудрости обществ традиционных, преж де всего, как мне кажется, обществ Дальнего Востока.
Предельная открытость общества к восприятию новых идей и по тенциальных способностей нации — вот, вероятно, та истинная или основная цель, к которой будет вынуждено стремиться любое государ ство.
В конечном счете сейчас все зависит от общей культуры и образо ванности народа, рождающих необходимое качество и дисциплину тру да, от способностей социума раскрыть творческие возможности его


[стр.,173]

можности предельного (в данных конкретных условиях) раскрытия потенциала каждой личности.
Подчеркну: в данных конкретных усло виях, при данном развитии технологической базы и уровне нравствен ности.
Такой особенностью должно обладать рационально организован ное общество.
Если оно возникнет, то обязательно утвердится и неко торый компромисс между свободой и равенством.
Каков он будет, ка кими правовыми средствами и структурой собственности он будет обес печен — сказать сегодня нельзя.
Тем более, что он будет реализоваться заведомо не единственным способом, ибо и люди разные, и цивилиза ции разные.
И различны у них не только структуры ценностей, но и традиции.
Но каким бы такой компромисс ни был, он должен быть в состоянии снимать опасный уровень социальной напряженности, ко торая не дает полностью использовать потенциальные возможности человека для преодоления трудностей в развитии общества.

Этот ком промисс мне и хочется называть социализмом.
Лучше сказать — «эко логическим социализмом», поскольку своим истоком он имеет эколо гические проблемы и помогает устроить благополучную жизнь челове ка в его собственном доме, в биосфере.
Третье требование: общество должно быть способным выполнять ус ловия экологического императива.
Развитие его производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности.
Первые два свойства, две характеристики рационального общества,
о которых я говорил выше, необходимы именно для того, чтобы обес печить выполнение третьего требования.
Без них все разговоры о реа лизации принципа sustainable development или его аналогов, все мод ные ныне призывы, подобные «Хартии Земли»* , и прочие благие поже лания окажутся пустыми разглагольствованиями к выгоде стран «золотого миллиарда» в целях сохранения их привычного способа жиз ни еще хотя бы в течение нескольких поколений! Однако выполнения названных требований еще недостаточно для обеспечения гомеостаза человечества в условиях оскудевающей плане ты.
Здесь то и возникают еще один клубок труднейших проблем циви лизации и необходимость еще одного общественного компромисса: ра ционального сочетания свободы действия рыночного механизма (рынка Рикардо) и направляющего воздействия общества.
Или, говоря метафо рически, компромисса рынка и антирынка! Для объяснения его сути мне придется сделать одно отступление, ибо без использования некоторых идей и понятий кибернетики и теории управления обойтись не удастся.
Изложению этих вопросов и будет посвящена следующая глава.
* «Хартия Земли» — основной документ о стратегии и тактике развития человечества на пути к обществу устойчивого развития, подготовленный к подписанию на Международной конференции в Рио де Жанейро (1992 г.).
Однако его заменили Декларацией по окружающей среде и развитию, так как богатые страны воздержались от конкретных обязательств, предусмат ривавшихся текстом Хартии.

[Back]