Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 78]

78 социальную.
Несомненно, человечество сможет найти разумные программы технического и технологического перевооружения общепланетарной цивилизации.
Вероятно, также, что «общепланетарный интеллект» сможет ' сформировать систему ограничений и действий, выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с биосферой.
Нравственность, т.
е.
нравы и следование им (так же, как и многие традиции), как раз и рождается как один из естественных ограничителей действия биосоциальных законов.
По мере изменения условий жизни меняются и требования к условиям общежития, т.
е.
меняются те или иные нравственные принципы.
Чаще всего происходит появление новых или ужесточение старых принципов нравственности.
Те же цели преследуют и » законодательства.
В самом деле, ведь любые законы ограничивают действия личности в угоду общественной стабильности.
Если они разумны, разумеется.
Утверждение таких общественно необходимых норм и принципов поведения, которые принято называть нравственностью, происходит стихийно, и механизмы этого утверждения
спорны.
Среди них, вероятнее всего, важную роль играют особенности цивилизации —
традиции, специфика духовного мира данного народа и многое другое.
Определенную * роль играет и надорганизменный отбор.
Но одно можно утверждать более или менее определенно —
в их формировании, а тем более становлении, вряд ли когда-либо играло какое-нибудь целенаправленное начало.
Уж очень много примеров, показывающих, сколь плохо усваиваются любые навязываемые принципы, если они не совмещены с цивилизационными особенностями, впитанными народами в плоть и кровь.

Тем более, что одних нравственных начал, т.
е.
системы нравов, образцов поведения людей будет
> еще недостаточно.
Необходима более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
[стр. 33]

33 ружения общепланетарной цивилизации.
И для этой веры уже есть реальная основа.
Я думаю также, что «общепланетарный интеллект» сможет справиться и с выработкой прогноза о том, что будет представлять собой новое состояние равновесия биосферы и общества, и сформировать систему ограничений и действий, выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с биосферой.
Другими словами, я считаю вполне реалистичным предположить, что интеллект человечества уже сегодня способен понять, какими должны быть биосфера и общество будущего, чтобы обеспечить дальнейшее существование рода человеческого, и найти принципиальные решения для перехода биосферы и общества в новое состояние.
Гарантию этого я вижу в том, что многое уже делается в нужном направлении.
Но где гарантия того, что люди захотят принять разумные и даже, может быть, единственно возможные нормы своего поведения, своих действий и захотят перестроить свое общество? Ведь для этого нужны усилия и лишения.
И здесь уместно несколько общих замечаний.
Не следует забывать, что биологически мы мало чем отличаемся от охотников за мамонтами.
На протяжении миллионов лет жизнь первобытных стад определяли биосоциальные законы, которые оказались к началу палеолитической революции, вероятнее всего, уже закодированными в нашем генетическом аппарате.
И теперь, как и тогда, человек вынужден ограничивать действие этих законов.
Только теперь нам труднее, хотя и есть то, чего не доставало нашему далекому предку – понимание ситуации.
Нравственность, т.
е.
нравы и следование им (так же, как и многие традиции), как раз и рождается как один из естественных ограничителей действия биосоциальных законов.
По мере изменения условий жизни меняются и требования к условиям общежития, т.
е.
меняются те или иные нравственные принципы.
Чаще всего происходит появление новых или ужесточение старых принципов нравственности.
Те же цели преследуют и законодательства.
В самом деле, ведь любые законы ограничивают действия личности в угоду общественной стабильности.
Если они разумны, разумеется.
Утверждение таких общественно необходимых норм и принципов поведения, которые принято называть нравственностью, происходит стихийно, и механизмы этого утверждения
весьма малопонятны.
Среди них, вероятнее всего, важную роль играют особенности цивилизации
традиции, специфика духовного мира данного народа и многое другое.
Определенную роль играет и надорганизменный отбор.
Но одно можно утверждать более или менее определенно
в их формировании, а тем более становлении, вряд ли когда-либо играло какоенибудь целенаправленное начало.
Уж очень много примеров, показывающих, сколь плохо усваиваются любые навязываемые принципы, если они не совмещены с цивилизационными особенностями, впитанными народами в плоть и кровь.

Я не говорю о примерах типа мо

[стр.,34]

34 рального кодекса строителя коммунизма, который вошел в историю в качестве анекдота.
Но даже великие принципы христианства не очень умерили способности инквизиторов и праведных протестантов в их охоте за скальпами.
А сколько времени потребовалось лютеранским странам, чтобы превратить отношение к труду как к «Божьему наказанию» в жизненную цель! Вот почему я с большой долей сомнения говорю о программах культуры и нравственности.
Тем более, что одних нравственных начал, т.
е.
системы нравов, образцов поведения людей будет
еще недостаточно.
Мне кажется, что необходима более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
Возможно ли это? И за ограниченное количество времени? И несмотря на все сомнения, я говорю о том, что другого пути у нас нет! Думая о возможных подходах к решению подобных вопросов, мы переходим уже в сферу духовного мира человека, вторгаемся в его взаимоотношения с обществом, сталкиваемся с проблемой его готовности подчинить сегодняшнее поведение обеспечению будущих поколений.
А подобные проблемы уже тесно связаны с особенностями культуры и цивилизаций, и в их решении нет стандартных подходов.
И на фоне таких общих гуманитарных проблем предстоит научиться решать проблемы конкретные, которые в наибольшей степени чреваты катастрофическими исходами.
Новая модернизация Одной из первых трудностей, с которой человечеству придется неизбежно столкнуться, окажется объединение проблем создания общепланетарной научно-технической политики и разделения ресурсов, в том числе и интеллектуальных.
Несколько разделов этой работы я посвятил модернизации, т.
е.
процессу естественной (стихийной, спонтанной) перестройки технологического фундамента цивилизации и связанных с ней изменений жизненных стандартов.
Но в современных условиях научно-техническая стратегия перехода к режиму коэволюции должна быть еще и направленной: деятельность людей придется подчинить, вероятнее всего, довольно жесткой регламентации.
Другими словами, предстоит новая модернизация и куда более трудная, чем предыдущая, поскольку у цивилизаций будет меньше и времени и возможностей адаптироваться к новым условиям жизни.
И разные цивилизации будут очень по-разному воспринимать эту новую реальность, эту новую модернизационную волну.
Тем более, что с ней будут тесно связаны и взаимоотношения с другими странами, и переустройство быта и правил общежития, включая и регламентацию жизни семьи.
Во всяком случае, планирование рождаемости – правде надо смотреть в глаза!

[Back]