Проверяемый текст
Никита Моисеев. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Вопросы философии №1: 3-30; 1995.
[стр. 80]

80 цивилизации будут очень по-разному воспринимать эту новую реальность, эту новую модернизационную волну.
Тем более что с ней будут тесно связаны и взаимоотношения с другими странами, и переустройство быта и
0 правил общежития, включая и регламентацию жизни семьи.
Развитие ситуации, которая здесь возникнет, предсказать очень трудно.
Надо помнить о том, что раскрепощение творческого потенциала личности, ее инициативы и впредь будет крайне важно для человечества: новые технологии, новая организация труда, новые идеи и новые пути в познании мира будут непрерывно возникать в недрах этой цивилизации.
Но такая свобода —
это двуликий Янус.
Она неизбежно станет мешать утверждению ряда новых нравственных начал, ограничивающих инициативу личности, подчиняющую ее некоторым коллективным обязанностям.

В той совершенно новой геополитической ситуации, которая начинает складываться на планете, очень важно понять место и роль России, ее возможные перспективы.
И не только с точки зрения русского человека, а и с позиции ее возможного вклада в общепланетарный процесс и в предотвращение или смягчение конфронтации
между различными культурами, цивилизациями.
Но сначала рассмотрим российские проблемы.
Существует два фактора, способные кардинально повлиять на судьбу <0 России.
Первый — это ее географическое положение.
Север Евразии —
мост между двумя очень разными цивилизациями, соединяющий опыт и мудрость обеих.
Да и уровень жизни в России позволяет легче, чем Западу, принять неизбежные ограничения экологического императива.
Второй — система традиций России, сочетающая многие особенности европейского Запада и тихоокеанского Востока.
Разумное использование этих возможностей определит и достаточно оптимистические перспективы.
Оптимизм, конечно, весьма условный —
в надвигающемся кризисе наша страна может оказаться лишь в положении несколько более легком, чем многие другие страны, и линии наших цивилизационных границ легче
[стр. 34]

34 рального кодекса строителя коммунизма, который вошел в историю в качестве анекдота.
Но даже великие принципы христианства не очень умерили способности инквизиторов и праведных протестантов в их охоте за скальпами.
А сколько времени потребовалось лютеранским странам, чтобы превратить отношение к труду как к «Божьему наказанию» в жизненную цель! Вот почему я с большой долей сомнения говорю о программах культуры и нравственности.
Тем более, что одних нравственных начал, т.
е.
системы нравов, образцов поведения людей будет еще недостаточно.
Мне кажется, что необходима более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
Возможно ли это? И за ограниченное количество времени? И несмотря на все сомнения, я говорю о том, что другого пути у нас нет! Думая о возможных подходах к решению подобных вопросов, мы переходим уже в сферу духовного мира человека, вторгаемся в его взаимоотношения с обществом, сталкиваемся с проблемой его готовности подчинить сегодняшнее поведение обеспечению будущих поколений.
А подобные проблемы уже тесно связаны с особенностями культуры и цивилизаций, и в их решении нет стандартных подходов.
И на фоне таких общих гуманитарных проблем предстоит научиться решать проблемы конкретные, которые в наибольшей степени чреваты катастрофическими исходами.
Новая модернизация Одной из первых трудностей, с которой человечеству придется неизбежно столкнуться, окажется объединение проблем создания общепланетарной научно-технической политики и разделения ресурсов, в том числе и интеллектуальных.
Несколько разделов этой работы я посвятил модернизации, т.
е.
процессу естественной (стихийной, спонтанной) перестройки технологического фундамента цивилизации и связанных с ней изменений жизненных стандартов.
Но в современных условиях научно-техническая стратегия перехода к режиму коэволюции должна быть еще и направленной: деятельность людей придется подчинить, вероятнее всего, довольно жесткой регламентации.
Другими словами, предстоит новая модернизация и куда более трудная, чем предыдущая, поскольку у цивилизаций будет меньше и времени и возможностей адаптироваться к новым условиям жизни.
И разные цивилизации будут очень по-разному воспринимать эту новую реальность, эту новую модернизационную волну.
Тем более, что с ней будут тесно связаны и взаимоотношения с другими странами, и переустройство быта и
правил общежития, включая и регламентацию жизни семьи.
Во всяком случае, планирование рождаемости – правде надо смотреть в глаза!

[стр.,35]

35 И вот здесь мы сталкиваемся с тем, что сказанное может быть одними и теми же словами приведет к самому разному пониманию целей и средств этой модернизации.
Произнося, например, «права человека» американец будет думать одно, мусульманин – другое, а японец – третье.
Кстати, с этим мы уже сталкиваемся сегодня.
Руководители и ученые могут договориться о многом, но цивилизации могут не воспринять этой договоренности.
И тогда возникнут фронты взаимного непонимания, подозрительности и вражды.
Запад, точнее евро-американская цивилизация, привык к лидерству.
Не только ее техника, но и ее атрибуты массовой культуры распространились по всей планете.
Ее образ жизни и ее уровень кажется общепринятым стандартом, к которому многие стремятся.
Но с этим образом жизни, с «американской мечтой» всем придется расставаться, и тяжелее всего это будет сделать самим американцам.
И вряд ли огромный патриотически настроенный народ без борьбы откажется от достигнутого.
Развитие ситуации, которая здесь возникнет, предсказать очень трудно.
Надо помнить о том, что раскрепощение творческого потенциала личности, ее инициативы и впредь будет крайне важно для человечества: новые технологии, новая организация труда, новые идеи и новые пути в познании мира будут непрерывно возникать в недрах этой цивилизации.
Но такая свобода
это двуликий Янус.
Она неизбежно станет мешать утверждению ряда новых нравственных начал, ограничивающих инициативу личности, подчиняющую ее некоторым коллективным обязанностям.

Мне, например, очень малопонятно, как американец, реализовавший «американскую мечту», т.
е.
живущий в домике с садиком и имеющий на счету несколько десятков тысяч «зеленых», сможет принять свою принадлежность к одной «команде» с аборигеном Новой Гвинеи (и даже Японии).
Я скорее готов поверить, что его поведение будет напоминать «правила игры» его протестантских предков, которые завоевали Америку.
Тем более, что речь будет идти о делении ресурсов, как и в те далекие времена.
Другими словами, в богатстве и индивидуализме заложены очень опасные «корни зла», которые придется выкорчевывать.
Причем самим американцам.
А это будет совсем не просто! А если все останется по-старому, то хуже будет всем.
К тому же потенциальные возможности индивидуализма уже, может быть, и близки к исчерпанию.
Мы сетуем у себя в России, что наука, конструкторская деятельность, серьезная литература и музыка не находят спроса.
Для себя мы легко находим оправдания в особенностях смутного времени, когда продавец ларька смотрит свысока на интеллектуала.
Но ведь нечто подобное происходит и в США.
Наука и интеллектуальный уровень общества поддерживаются в этой стране преимущественно за счет эмиграции.
Эти процессы требуют глубокого анализа, тем более что при нынешнем поведении общества они неотвратимы!

[стр.,37]

37 Россия – каково ее слово? В той совершенно новой геополитической ситуации, которая начинает складываться на планете, очень важно понять место и роль России, ее возможные перспективы.
И не только с точки зрения русского человека, а и с позиции ее возможного вклада в общепланетарный процесс и в предотвращение или смягчение конфронтации
по линиям цивилизационных разломов.
Но сначала поговорим о чисто российских проблемах.
Я вижу две разные ипостаси, способные кардинально повлиять на судьбу России.
Первая – это ее географическое положение.
Север Евразии
мост между двумя очень разными цивилизациями, позволяющий использовать опыт и мудрость обоих берегов.
Да и уровень нашей жизни совсем не американский, и нам куда легче, чем Западу, принять неизбежные ограничения экологического императива.
Вторая – система традиций России, позволяющая сочетать многие особенности европейского Запада и тихоокеанского Востока.
Разумное использование этих возможностей определит и достаточно оптимистические перспективы.
Оптимизм, конечно, весьма условный
в надвигающемся кризисе наша страна может оказаться лишь в положении несколько более легком, чем многие другие страны, и линии наших цивилизационных границ легче сохранить как границы холодных противостояний, чем многие другие линии разломов.
Но эти оптимистические возможности еще следует умело реализовать.
А на нашем политическом горизонте пока не видно общественных деятелей, способных достаточно глубоко и отчетливо понять специфику переживаемой эпохи.
Есть еще некоторые трудности, которые могут обернуться общепланетарной катастрофой.
Трагедией распада Советского Союза мы отброшены далеко назад.
Сегодня нация пока не готова откликнуться на масштабные дела, как это случилось с нашей страной после окончания гражданской войны, когда был принят план ГОЭЛРО или после Великой Отечественной войны, когда народ взялся за восстановление страны.
Его духовный настрой совершенно иной.
Разделить, украсть или где-нибудь что-то заработать – на это толкает людей наша действительность и воля «демократов».
Мы бесконечно слабеем и начинаем напоминать собаку на сене, ибо под нами несметные сокровища разнообразных ресурсов, столь нужных всем.
Это и залежи ископаемых и бескрайние малозаселенные территории.
У нас все это могут легко отнять, даже без сполохов ядерных ударов, если мы сегодня по-хозяйски не распорядимся своим будущим.
Но подобное развитие событий может однажды переполнить чашу терпения народа и тогда...
Я не настолько ценю мудрость соседних цивилизаций, чтобы поверить в то, что они способны по

[Back]