99 природой. Другими словами, этот организм для своего выживания нуждается в неком едином коллективном разуме планетарного масштаба. Этот феномен рождается и развивается в процессе антропогенеза как результат действия механизмов самоорганизации. Он возникает сам собой вследствие необходимости обмена, накопления, отбора и хранения информации, производимой людьми в процессе их жизнедеятельности. Сначала это коллективный разум семьи или племени, затем — народа или страны, позднее — цивилизации... Но в настоящее время речь идет уже о коллективном разуме планетарного масштаба, ибо человечество взаимодействует с природой как одно целое. Для возникновения феномена коллективного разума планетарного масштаба необходимо оснащение цивилизации самыми разнообразными средствами передачи, хранения, накопления и анализа информации. Это необходимые условия, но станут ли они достаточными? Планетарное общество можно назвать информационным тогда и только тогда, когда возникнет такого уровня коллективный разум, что он будет способен играть в планетарном обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное информационными технологиями общество, мало способное к * предотвращению неизбежных кризисных ситуаций, к поддержанию режима коэволюции и сознательному преодолению некоторых генетических последствий «неандертализма», то есть к перестройке этических норм жизни людей. Может произойти так, что действительно возникнет настоящее информационное общество, коллективный интеллект которого будет направлен на решение проблем коэволюции. Но может случиться и так, что '• коллективный разум окажется в руках относительно небольшого количества людей, которые станут реализовывать иной тип стратегии — стратегии |
181 4. Информационное общество Роль процессов информационной природы в развитии биосферы не прерывно возрастает по мере ее усложнения. И в настоящее время про цессы информационной природы, к которым относится и накопление знаний об окружающем мире, по существу и определяют развитие об щества. Поэтому вполне естественно появление термина «информаци онное общество». Однако разными авторами он трактуется очень по разному. Информационное общество относится к числу конструкций соци ума, в создании которых огромную роль играют как естественные ме ханизмы самоорганизации, так и развитие информационных техноло гий. Поэтому его нельзя трактовать как результат только самооргани зации общества или как результат очередной технической революции, сводя процесс его формирования к развитию средств, облегчающих информационное взаимодействие. Вот почему, по моему глубокому убеждению, без направляющей роли Коллективного Интеллекта оно возникнуть само по себе не может! Во всяком случае, в том его понима нии, которое используется в этой книге. Сегодня термином «информационное общество» все чаще пользу ются и неспециалисты. Многие считают, что на планете уже устанавли вается (а некоторые считают даже, что установилось) информацион ное общество. Так говорят те, кто сводят понятие об информационном обществе к чисто технической революции в сфере распространения и обмена информацией. И их представления оказываются вполне обо снованными, поскольку системы типа Интернета и симбиоз телевиде ния и информатики превращают планетарное сообщество в некую еди ную информационную систему. Но мне эта проблема представляется несравненно более глубокой, а сами информационные технологии (которые действительно развивают ся как следствие общих законов самоорганизации) — лишь необходи мымсредствомустановленияпланетарногоинформационногообщества. Планетарное общество действительно превращается в некий еди ный организм, взаимодействующий с биосферой как единое целое. Это «абсолютный факт»: мы не только наблюдаем рождение и становление этого единого организма, но его возникновение и развитие, как я ста рался показать, согласуется с логикой истории, то есть логикой само организации. И поэтому для своей стабильности, для своего будущего планетарное сообщество нуждается в некой единой стратегии во взаи моотношениях с Природой. Другими словами, этот организм для свое го выживания нуждается в неком едином Коллективном Разуме плане тарного масштаба. О возникновении Коллективного Разума я уже не раз говорил в этой книге. Этот феномен рождается и развивается в процессе антропогене за как результат действия механизмов самоорганизации. Он возникает сам собой вследствие необходимости обмена, накопления, отбора и 182 хранения информации, производимой людьми в процессе их жизнеде ятельности. Сначала это коллективный разум семьи или племени, за тем — народа или страны, позднее — цивилизации... Но в настоящее время речь идет уже о Коллективном Разуме планетарного масштаба, ибо человечество взаимодействует с Природой как одно целое. Коллективный Разум планетарного масштаба — явление уже со вершенно новое, с ним мы столкнулись лишь во второй половине XX века. Для возникновения феномена Коллективного Разума планетар ного масштаба необходимо оснащение цивилизации самыми разно образными средствами передачи, хранения, накопления и анализа ин формации. Это необходимые условия, но станут ли они достаточны ми? Возникнет ли на такой информационной базе Коллективный Разум и сможет ли он выработать необходимую стратегию — это уже другой вопрос. Но он то и является основным, главным вопросом. И ответ на него не очевиден. Так вот, я полагаю возможным называть планетарное общество ин формационным тогда и только тогда, когда возникнет такого уровня Коллективный Разум, что он будет способен играть в планетарном об ществе такую же роль, какую в организме человека играет его соб ственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное ин формационными технологиями общество, мало способное к предот вращению неизбежных кризисных ситуаций, к поддержанию режима коэволюции и сознательному преодолению некоторых генетических последствий «неандертализма», то есть к перестройке этических норм жизни людей. Проблема организации Коллективного Интеллекта далеко выходит за рамки данной книги. Поэтому я ограничусь лишь одним замечанием. Формирование Коллективного Разума (Коллективного Интеллек та) в чем то аналогично формированию человеческого мозга. В самом деле, мозг человека, как и других животных, состоит из нейронов, ко торые сами по себе не способны к какому либо разумному действию. Но в своей совокупности они рождают некое системное свойство, при сущее этой совокупности, которое мы называем мышлением. Его изу чение не сводится к изучению свойств отдельных нейронов — это дей ствительно системное свойство совокупности нейронов! И оно не за висит от воли людей. Точно так же и Коллективный Интеллект. Его образует совокупность индивидуальных интеллектов отдельных людей, разумов, играющих в этой совокупности роль отдельных нейронов. И эта система («совокуп ность индивидуальных разумов») обладает свойствами, не выводимы ми из свойств отдельных разумов, это — системное свойство. И его по тенциальные возможности, оценить которые сегодня мы еще не в си лах, не зависят от желания и действий людей, это — результат самоорганизации. А вот использование этих возможностей зависит от свойств, от организации гражданского общества, его Коллективной Воли. И здесь могут быть самые неожиданные альтернативы. 183 Может произойти так, как я предполагаю в этой главе, — может ро диться настоящее информационное общество, Коллективный Интел лект которого будет направлен на решение проблем коэволюции, на устройство общества по тому образцу, который я назвал рационально организованным обществом. Но может случиться и так, что Коллек тивный Разум окажется в руках относительно небольшого количества людей, которые станут реализовывать иной тип стратегии — стратегии тоталитаризма. И для его утверждения потребуется использовать всю мощь планетарной информационной системы. Она может использо ваться для зомбирования тех «илотов», которые составляют большин ство населения планеты и должны будут обеспечивать жизнь относи тельно небольшого числа современных демократических «спартанцев». Мы уже испытываем могущество средств массовой информации, скон центрированных в немногих руках. Может быть, этот факт и есть нача ло подобного целенаправленного процесса зомбирования? В предотвращении подобных сценариев особую роль должно сыг рать гражданское общество и его институты. 5. Потенциальные возможности планетарного гражданского общества Я сказал о том, что при всем мыслимом развитии Коллективного Интел лекта не он один станет определять характер возникающего общества. Не меньшую роль будет играть и планетарное гражданское общество. Оно несет не только образование, его организацию, но и нравственную состав ляющую, которая, может быть, и есть самое главное: усилия будут опреде ляться не только знаниями, но и тем духовным миром, который возник нет в обществе. И последнее произойдет, увы, не само собой. Структура планетарного гражданского общества, направленность его деятельности во многом зависят от нас, людей, которые думают об этом. И особую роль будут играть идеи, которые утвердятся в сознании миллиардов людей. Я думаю, что ближе всего к тому потенциально возможному (под черкну: не реально ожидаемому, а потенциально возможному) разво роту событий, который окажется способным не допустить трагическо го сценария в истории рода человеческого с фатальным исходом, явля ется эпоха ноосферы в понимании раннего Вернадского. В самом деле, еще в начале XX века он сказал главное: человек может иметь будущее лишь в том случае, если примет на себя ответственность не только за развитие общества, но и биосферы в целом. Это утверждение — осно вополагающее! Нельзя представить себе общество третьего тысячеле тия, в котором проблема взаимоотношения Природы и человека не ста нет определяющим мотивом деятельности на всех уровнях — от прави тельств государств до отдельных обитателей планеты. Но многое здесь еще должно быть понято, должно быть конкретизировано: ведь от об щих положений до их реальных воплощений в жизнь — «дистанция ог ромного размера», как говорил один из персонажей Грибоедова. |