опыте или опыте небольших социальных групп, в индустриальную эпоху экологические доктрины всё в большей степени воздействуют на развитие массового сознания. По мнению А. Н. Кочергина, багаж знаний о системе «природа —общество» является главной формой, в которой существует экологическое сознание [99]. Необходимость формирования научно аргументированного общественно-экологического идеала обусловлена теми реальными практическими задачами, которые возникли перед людьми в связи с экологическим кризисом. Когда человечество не стремится к будущему совершенному состоянию во взаимоотношениях общества и природы, то оно продолжает смотреть во вчерашний день, безуспешно стараясь прекратить процессы изменения природных систем, сберечь их. Несомненно, человек в своей жизнедеятельности не сможет отказаться от ведения хозяйства, вовлекая природу в этот процесс. И даже если в идеале предполагается сохранить природные комплексы в абсолютной неприкосновенности, их изменение, тем не менее, будет совершаться стихийно. С. Смирнов пишет: «Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания. Например, экологизация математического знания —глобальное моделирование философского — развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу. Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания» [100, с. 74]. Развитие научной мысли оказывает влияние на эволюцию экологического сознания. Характеризуя новое экологическое сознание, можно подчеркнуть, что сначала в нём происходит переосмысление целей и задач технико-технологического развития, а уже потом общественных процессов. Экологическое сознание разрушает укрепившуюся в обществе механистическую модель строения мира, формирует диалектическое осмысление природы, ставит перед необходимостью сосредоточивать внимание на самопроизвольных, нетипичных явлениях. Истинность и объек121 |
80 форма существования экологического сознания, подчеркивает А.Н. Кочергин.1 Очевидна неизбежность хозяйственной человеческой деятельности, как очевидна неизбежность вовлечения природы в этот процесс. Если идеалом становится сохранение природы в полной неприкосновенности, преобразование ее все равно будет происходить стихийно. «Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания. Например, экологизация математического знания глобальное моделирование, философского развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу. Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания», отметил Т.С. Смирнов.2 Истинность научных сведений по экологии и доводов определяет то, что они будут восприняты сознанием. Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию. Необходимость создания научно обоснованного социальноэкологического идеала определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед человечеством в связи с решением экологических проблем. Если человечество не ориентируется на будущее идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, то оно начинает ориентироваться на прошлое, безрезультатно пытаясь сохранить, остановить процесс преобразования природы. 1 См Кочергин А.Н. и др. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск, 1987. С. 97. 2 Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С. 74. |