Проверяемый текст
Осыченко, Марина Викторовна. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем (Диссертация 2007)
[стр. 149]

нообразия, реализуемая в проявленном, непроявленном и отображённом виде» [129, с.
4].
Г.
Н.
Дульнев полагает, что информация —это мера трансформации во времени и пространстве структурного многообразия систем [130, с.
65].
А.
А.
Силин сравнивает информацию с пространством, временем и энергией —фундаментальными сущностями бытия [131, с.
9].
Можно утверждать, что информация это универсальное качество объектов, процессов и явлений, которое заключается в способности отражать внутреннее состояние и влияние окружающей среды, преобразовывать приобретённые сведения и предполагает обмен с иными объектами, процессами и явлениями.
Информация пронизывает все физические объекты и процессы.
Всё живое с начала его появления и до завершения своего земного бытия находится в информационном поле, постоянно воздействующем на него.
Без информационных процессов существование живых организмов на планете было бы невозможно [132].
Говоря о человеке как о части биосоциальной структуры
Н.
Ф.
Реймерс выделяет две группы его потребностей: материально-энергетические и информационные [133].
Информационные потребности составляют мир, изучаемый экологией культуры.

Нередко информационные потребности человека относят к
вторичным в отличие от элементарных, без которых личность погибнет (любая пища, любая одежда, любое жилище).
С другой стороны, о познавательных, эстетических потребностях написано очень много.
Тот факт, что лишение человека адекватной информации приводит к органическим заболеваниям, говорит о первичности информационных потребностей.
Они, безусловно, различны в зависимости от исторического момента, возраста, пространственных и временных характеристик.

Биологические исследования последних лет убедительно показали:
мозг и процессы переработки информации обладают следующими свойствами: они а) активны, б) ограничительны, в) установочны, г) «габиту149
[стр. 104]

104 разнообразия систем1.
А доктор технических наук А.А.
Силин в своих работах утверждает, что информация такая же фундаментальная сущность бытия, как пространство, время и энергия2.
Совершенно ясно одно: информация это универсальное свойство предметов, явлений, процессов, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды, преобразовывать полученные сведения и передавать результаты обработки другим предметам, явлениям, процессам.
Информацией пронизаны все материальные объекты и процессы.
Все живые существа с момента их зарождения и до конца своего земного существования пребывают в информационном поле, которое непрестанно, беспрерывно воздействует на них.
Жизнь на Земле была бы невозможна, если бы живые существа не улавливали информацию, поступающую из окружающей среды, не умели бы ее перерабатывать и обмениваться ею с другими живыми существами3.
Говоря о человеке, как о части биосоциальной структуры,
Реймере Н.Ф.
выделяет две группы его потребностей: материально-энергетические и информационные.4
Нередко информационные потребности человека относят к вторичный в отличие от элементарных, без которых личность погибнет (любая пища, любая одежда, любое жилище).
С другой стороны о познавательных, эстетических потребностях написано очень много.
Тот факт, что лишение человека адекватной информации приводит к органическим заболеваниям, говорит о первичности информационных потребностей.
Они, безусловно, различны в зависимости от исторического момента, возраста, пространственных и временных характеристик.

Информационные потребности составляют мир, изучаемый экологией культуры.

Биологические исследования последних лет убедительно показали:
1 Дульнев Г.Н.
Информация фундаментальная сущность природы // Терминатор.
1996.
-№1.-С.
65.
2 См.: Силин А.А.
Информация как фундаментальная сущность бытия.
М., 1992.
С.
9.
3 См.: Кондаков Н.И.
Логический словарь-справочник.
М., 1976.
С.
211.
4См.: Реймере Н.Ф.
Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы.
М., 2004.


[стр.,105]

105 мозг и процессы переработки информации обладают следующими свойствами: они а) активны, б) ограничительны, в) установочны, г) «габитутивны» (отдают предпочтение обработке новых стимулов взамен привычным), д) синтетичны (склонны к отысканию целостных образов), е) предсказательны, ж) иерархичны, з) полушарно-ассиметричны, и) ритмичны, к) склонны к самовознаграждению, л) рефлексивны (самосозерцательны), м) социальны.1 Как известно, большей частью этих или сходных свойств наделял человеческое сознание И.
Кант.
Особенно важную роль играет «самовознаграждающая» переработка информации мозгом.
Информация по проблемам экологии заставляет переосмыслить прежние установки, задуматься о будущем человечества и всей планеты.
Конечно, сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, но они являются необходимой предпосылкой ее формирования.
Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды.
Но сама ситуация меняется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т е.
если появляется соответствующая идеология и культура.
Эффективность распространения экологической информации, мера ее усвоения зависят от характера коммуникатора, от качества и содержания самого сообщения, от канала передачи информации, от характеристик аудитории, от востребованности информации обществом.
В современной экокультурной ситуации экологическая информированность и адекватное экологическое знание является предпосылкой преобразующей деятельности человека в целом.
Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения.
’См.: Пауль Г.
Философские идеи прекрасного и научное исследование мозга // Красота и мозг.
Биологические аспекты эстетики.
М., 1995.
С.
26

[Back]