группой, сообществами своего места в социокультурном пространстве. Информационная состоятельность, сформированная информационная инфраструктура играют в наше время главные роли в реализации экономической, политической, экологической, образовательной деятельности. В современном глобализирующемся обществе возрастает роль экологической информации как важного гносеологического компонента в формировании экологической картины мира, которая расширяет, синтезирует знание о взаимодействии природы и общества на всех уровнях: от личностного до глобального, помогает формировать общее миропонимание, вырабатывать и принимать коллективные решения, направленные на преодоление экологического кризиса, выполняя тем самым координирующую роль. Современные технологии придают экологической информации планетарный характер. * ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 1. Синтез философии и экологии делает особо значимым изменения господствующих мировоззренческих представлений. Фундаментальные принципы современного экологического знания формируют основу и структуру мышления в условиях информационной трансформации системы «человек природа общество». 2. Особенности экологической картины мира в культуре современного общества в значительной мере обусловлены социокультурным ас% * / £ * Т> иv * i \ * г1 Ж пектом, проявляющимся в установках и ценностных ориентациях человека и общества. 3. Экологическое сознание отражает современные экологические проблемы и является определяющим фактором в их решении, способствует утверждению экологического императива во взаимоотношениях человека с природой и обществом на пути его поступательного стабильного развития, несёт особую мировоззренческую и методологическую нагрузку, является основой формирования экологической картины мира. * * » t% ' Г * 161 |
11 функционирующего на основе Разума. 3. Спецификой экологической культуры на современном этапе является её планетарный, глобально-цивилизационный характер. Основными компонентами, образующими целостность феномена экологической культуры глобализирующегося общества, являются: онтологический как специфический способ бытия в соответствии с принципом коэволюции, гносеологический как совокупность экологической информации, экологического метаобразования, аксиологический, основой которого выступает экологическая идеология, праксеологический как деятельность в экологической сфере глобализирующегося общества. Особо важными компонентами экологической культуры в современных условиях являются гносеологический и аксиологический компоненты. 4. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Экологическая идеология целенаправленно влияет на формирование экогуманизма, понимания природы как высшей общечеловеческой ценности. Предотвращение экологической катастрофы и переход в сферу Разума возможны в результате включения природы в значимый мир реальности человека, развития духовности, несущей в себе принципиально новые связи природы и общества на основе равноценности всего живого. 5. В современном глобализирующемся обществе возрастает роль экологической информации как гносеологического компонента экологической культуры, которая расширяет, синтезирует знание о взаимодействии природы и общества на всех уровнях от личностного до глобального, помогает формировать общее миропонимание, вырабатывать и принимать коллективные решения, направленные на преодоление экологического кризиса, выполняя тем самым координирующую роль. Современные технологии придают экологической информации планетарный характер. 114 в области экономики, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, во много раз превышают допустимые затраты на их информатизацию. Таким образом, в современном глобализирующемся обществе возрастает роль экологической информации как гносеологического компонента экологической культуры, которая расширяет, синтезирует знание о взаимодействии природы и общества на всех уровнях от личностного до глобального, помогает формировать общее миропонимание, вырабатывать и принимать коллективные решения, направленные на преодоление экологического кризиса, выполняя тем самым координирующую роль. Современные технологии придают экологической информации планетарный характер. 2.3. Экологическое метаобразование в экологической культуре Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание. Низкий уровень экологической культуры объясняет нравственные пороки общества: потребительское отношение человека к природе, истощительное природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, в особенности в России к росту числа зон экологического бедствия, реабилитация которых требует постоянно растущих значительных материальных затрат, фактически половины национального дохода страны, а не полпроцента расходной части федерального бюджета. Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии 148 восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Для возникновения феномена Коллективного Разума планетарного масштаба необходимо оснащение цивилизации самыми разнообразными средствами передачи, хранения, накопления и анализа информации. В настоящее время процессы информационной природы, к которым относится и накопление знаний об окружающем мире, по существу и определяют развитие экологической культуры. Качественно новая коммуникативная среда образуется благодаря внедрению в различные сферы человеческой деятельности информационных технологий, а также изменениям, происходящим вследствие этого в традиционных средствах массовой информации, образе жизни людей, культуре. В современном глобализирующемся обществе возрастает роль экологической информации как гносеологического компонента экологической культуры, которая расширяет, синтезирует знание о взаимодействии природы и общества на всех уровнях от личностного до глобального, помогает формировать общее миропонимание, вырабатывать и принимать коллективные решения, направленные на преодоление экологического кризиса, выполняя тем самым координирующую роль. В реалиях современного общества экологическая информация приобретает особое значение, она начинает выполнять опосредованную координирующую роль обеспечивает согласованность в решении экологических проблем между составными частями внутри общества, а также между обществом и внешней средой. Этот процесс обеспечивается действующим общественным сознанием. В системе координации информационные потоки циркулируют на различных уровнях: на уровне личности (личностная информация), на уровне социальных коллективов и групп (коллективная информация), на уровне нации (национальная информация), на уровне общества в целом (общественная информация). |