сти человека нарушилось естественное равновесие (точнее —квазиравновесие) естественных природных циклов, восстановить которые существующими методами невозможно. У человечества есть две очевидных альтернативы восстановления равновесия: либо перейти к полной автотрофности, т. е. поселить человека в некой техносфере, либо уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз. Ни одна из этих альтернатив не может быть реализована ни сегодня, ни в обозримом будущем. О проблеме автотрофности говорили многие: и Вернадский, и Циолковский, да и ряд других мыслителей всерьёз размышляли о возможном её содержании. При этом Вернадский обсуждал структуры возможных искусственных геохимических циклов, изменения естественного кругооборота веществ [153]. Эти вопросы важны и вне зависимости от проблемы автотрофности, поскольку, так или иначе, но человечество самим фактом активной деятельности уже вмешивается в природу циклов. Безусловно, изучение искусственных биогеохимических циклов и создание специальной дисциплины своеобразной «общепланетарной технологии» очень важно для будущего: искусственный кругооборот веществ, уже существует, и он будет играть всё большую и большую роль в судьбе планеты и жизни человечества. Но проблема автотрофности в том смысле, как её понимал Циолковский, т. е. независимости человека от биосферы — это нечто совсем иное [154]. Человек —это результат эволюции биосферы, её развития. Биосфера без человека существовала и будет существовать, но человечество существовать вне биосферы вряд ли когда-либо сможет. И все разговоры об автотрофности человечества, о возможности существования биологического вида homo sapiens вне среды, его породившей (во> всяком случае, при нынешнем уровне развития науки и техники, психологии человека и его духовного мира), представляются абсолютно утопичЧ ными. Таким образом, первый путь, т. е. ставка на автотрофность, представляется нереалистичным. 176 |
22 В результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие (точнее — квазиравновесие) естественных природньнх циклов, восстановить которые существующими методами невозможно. У • человечества есть две очевидных альтернативы восстановления равновесия: либо перейти к полной автотрофности, т. е. поселить человека в некой техносфере, либо уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз. Ни одна из этих альтернатив не может быть реализована ни сегодня, ни в обозримом будущем. О проблеме автотрофности говорили многие: и Вернадский, и Циолковский, да и ряд других мыслителей всерьез размышляли о возможном ее содержании. При этом Вернадский обсуждал структуры возможных искусственных геохимических циклов, изменения естественного кругооборота веществ 1 Эти вопросы важны и вне зависимости от проблемы автотрофности, поскольку, так или иначе, но человечество самим фактом активной деятельности уже вмешивается в природу циклов. Безусловно, изучение искусственных биогеохимических циклов и создание специальной дисциплины — своеобразной «общепланетарной технологии» — очень важно для будущего: искусственный кругооборот веществ уже существует, и он будет играть все большую и большую роль в судьбе планеты и жизни • человечества. Но проблема автотрофности в том смысле, как ее понимал Циолковский, т. е. независимости человека от биосферы — это нечто совсем иное.2 Человек это результат эволюции биосферы, ее развития. Биосфера без человека существовала и будет существовать, но человечество существовать вне биосферы вряд ли когда-либо сможет. И все разговоры об автотрофности человечества, о возможности существования биологического вида homo sapiens вне среды, его породившей (во всяком случае, при нынешнем уровне > развития науки и техники, психологии человека и его духовного мира), Вернадский В. И. Биосфера. Избранные сочинения. М.; 1960. " Циолковский К.Э. Космическая философия. М.. 2001. |