Проверяемый текст
Осыченко, Марина Викторовна. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем (Диссертация 2007)
[стр. 18]

Природные явления объявлялись идеалом для поведения человека.
Это был призыв к пассивному подчинению природе, запрет на внесение в неё каких-либо существенных изменений.
Однако позиция Руссо не получила широкого распространения.
Взгляды, проповедующие единство человека и природы, высказывали также французские материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольдбах.
Единство в их понимании представлялось как полное подчинение человека законам природы, как части целому.
Однако основными устремлениями того времени были овладение силами природы и подчинение их человеку, поэтому призывы первых природозащитников не имели практического резонанса, а практика человеческого познания пошла по технологическому пути.
Концепция географического детерминизма рассматривает историю человечества, социальную жизнь в строгой зависимости от изменения природной среды, географических и климатических условий.
Так, Г.
Бокль в своей концепции общественного развития соединяет теорию географического детерминизма и идею европоцентризма, когда выделяет два пути общественного развития: европейский, где человек господствует над
природой, и неевропейский, где силы природы превосходят силы человека [28, с.
198—209].
Одной из разновидностей географического детерминизма являются философские концепции, основанные на резком противопоставлении общественных и природных законов.
При этом чаще всего природные законы бытия воспринимаются как единственно разумные и рационально устроенные.
Развитие человеческого общества на основе
социальЛ ных законов нарушает естественный порядок вещей.
,Ж.-Б.
Ламарк
подчёркивал, что эгоизм человека оказывает содействие истреблению средств самосохранения а, следовательно, уничтожению своего вида.
Назначение человека заключается в уничтожении своего рода, для чего предварительно он должен сделать земной шар непригодным для обитания
[29].
Влияние географической среды на жизнедеятельность человека, общества рассматривали русские учёные П.
Н.
Милюков и Л.
Н.
Гумилёв.

18
[стр. 14]

14 ГЛАВА I.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ 1.1.
Теоретические предпосылки исследования экологической культуры Первые попытки обоснования взаимосвязи «общество природа» относятся к античности (Платон, Аристотель и др.).
Гармония человека с природой обсуждалась как гармония между макрокосмосом Вселенной и микрокосмосом Человеком.
Объединительную роль природы выразил Платон.
«Он первый дал определение прекрасного: в него входит и похвальное, и разумное, и полезное, и уместное, и пригожее, а объединяет их согласие с природой и следование природе»1 писал Диоген Лаэртский.
В свою очередь, по Цицерону, «всякий желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление»2.
В эпоху Возрождения данная проблема получила дальнейшее развитие, рассматривалась взаимообусловленность природы и культуры.
В Новое время европейские просветители стремились к целостному восприятию культуры, трактуя сущее как результат активного действия мировых сил в природе, а культуру как продукт деятельности человеческого разума.
Французский учёный П.
Видаль де ля Бланш разработал концепцию влияния природных процессов, происходящих на планете, на деятельность человека.3 Концепция географического детерминизма рассматривает историю человечества, социальную жизнь в строгой зависимости от изменения природной среды, географических и климатических условий.
Так, Г.
Бокль в своей концепции общественного развития соединяет теорию географического детерминизма и идею европоцентризма, когда выделяет два пути общественного развития: европейский, где человек господствует над
1 Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М., 1979.
С.
172.
2 Антология мировой философии: в 4-х т.
Т.1.
М., 1970 С.497.
3 См.: П.
Видаль де ля Бланш.
Принципы географического человека СПб, 2000.


[стр.,15]

15 природой, и неевропейский, где силы природы превосходят силы человека.1 Одной из разновидностей географического детерминизма являются философские концепции, основанные на резком противопоставлении общественных и природных законов.
При этом чаще всего природные законы бытия воспринимаются как единственно разумные и рационально устроенные.
Развитие человеческого общества на основе
социальных законов нарушает естественный порядок вещей.
Ж.-Б.
Ламарк
подчеркивал, что эгоизм человека способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида назначение человека заключается в уничтожении своего рода, для чего предварительно он должен сделать земной шар непригодным для обитания2.
Влияние географической среды на жизнедеятельность человека, общества рассматривали русские учёные П Н.
Милюков и Л.
Н.
Гумилёв.

А.
Л.
Чижевский расширил понимание окружающей среды и её взаимодействия с планетарной культурой.
Он установил зависимость между циклами активности солнца и социальной деятельностью человека3.
Центральная идея космоцентрической теории, которая начала формироваться в философии в конце XIX века это единство человека с космосом, космической природой человека и космическим масштабом его деятельности.
Наиболее разработанной идея космизма представлена в трудах русского религиозного мыслителя XIX века Н.Ф.
Фёдорова и К.Э.
Циолковского4.
Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в.
и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из нее.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.
*См.: Философия современного естествознания: Учебное пособие/Под общ.
ред.
С.
А.
Лебедева.
-М., 2004.-С.
198-209.
2 См.: Там же.
3 См.: Чижевский А.
Л.
Земное эхо солнечных бурь.
М., 1989.
4 См.: Федоров Н.
Ф.
Собр.
Соч.
В 4т.
М., 2000; Циолковский К.
Э.
Космическая философия.
М., 2001.

[Back]