зации, распространении наркомании, алкоголизма, девиантного поведения и суицида. Сверхсоциализация отождествление личности со своей функцией, ролью, местом в системе социальной иерархии, приводящее человека к его поглощению общественно-профессиональной стратой и лишающее его полноты жизни, критического и объективного взгляда на действительность. Деиндивидуализация формирование одномерного «человека массы», лишённого самостоятельной ценности и инициативы, осуществляющего нормирование собственной жизни по аналогии с функционированием хорошо отлаженной машины. Деспиритуализация отрицание объективного присутствия абсолютных и безусловных начал сверхчеловеческого уровня под натиском секуляризованного, антропоцентристского гуманизма и бездуховности посткультуры с её тяготением к чувственно-материальным феноменам профанного бытия. Эти тенденции разрушения человеческой природы набирают ускорение. Человек составляющая биосферы. Он возник в результате её эволюции. Поэтому изучение процесса его развития в контексте мирового эволю14 О ракурс для оценки происходящего в общественной сфере и определённые представления о возможном развитии событий. По поводу того, что человек является определённым биологическим видом, после открытий Ч. Дарвина спорить стало достаточно трудно. То, что человек к тому же существо социальное, убедительно доказали К. Маркс и Э. Дюркгейм [160]. Религия и искусство на протяжении всей их истории были проникнуты глубочайшим убеждением, что человек ещё и существо одухотворённое, обладающее сокровенным внутренним миром, недоступным земному знанию и связанным с высшей духовной инстанцией. Такое пред184 |
38 По поводу того, что человек является определенным биологическим видом, после открытий Ч. Дарвина спорить стало достаточно трудно. То, что человек к тому же — существо социальное, убедительно доказали К. Маркс и ♦ Э. Дюркгейм.1 Религия и искусство на протяжении всей их истории были проникнуты глубочайшим убеждением в том, что Человек еще и существо одухотворенное, обладающее сокровенным внутренним миром, недоступным земному знанию и связанным с высшей духовной инстанцией. Такое представление о человеке как единстве тела, души и духа (т.е. биологического, социального и духовного), которое сложилось еще в Древней Греции, является достаточно общепринятым и сейчас, за исключением подходов, близких к ортодоксальному материализму. Однако до сих пор имеются существенные затруднения в понимании природы таких сфер человека, с как душа и дух, а также обоснованности самого их разделения и природы их взаимодействия. Это остается и по сей день «тайной за семью печатями», хотя достижения XX века в области физики, биологии, генетики, психофизиологии, космологии, информатики, социологии, а также жестокие уроки суровой практики общепланетарного развития дают основания для качественно нового целостного подхода к природе человека и определения роли человеческой Личности. Именно через > нее интегративно раскрывается доступная нашему пониманию объективная сущность взаимосвязей в системе человек—природа—общество. Завершающее современную историю столетие убедительно доказало правоту тех мыслителей, которые высказывали опасения, что гигантское наращивание дискурсивно-логического знания и могущества над природой еще не означает условия благоденствия человечества. Уровень духовной зрелости масс и их лидеров должен быть достаточным, чтобы предотвратить ,• гибельное для самого человечества безответственное использование этого Durkliteim Е. La Sociologie // La Science Fracaisc. Paris, 1915.. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М., 1978. |