Проверяемый текст
[стр. 185]

светлое будущее; человека, в ситуации крушения всех прежних кумиров и отсутствия новых.
В истории человечества известны три различных способа решения нравственных проблем человека и общества.
Одни предлагали
усовершенствовать человека посредством изменения общественного устройства, другие — вмешательством в биофизиологическую подоснову психики, третьи —путём духовно-нравственного преобразования мотивов его поведения.
Первые —сторонники революционных социальных скачков из одной общественной формации в другую.
Практика истории, в частности российской, достаточно убедительно показала тщетность таких способов улучшения человеческой натуры, а также невероятно большие издержки, которыми приходится платить за такие эксперименты целым народам.
Вторые —это ратующие за искусственный отбор наиболее достойных человеческих особей (евгеника) или за медикаментозные средства воздействия на человеческую личность.
Нет необходимости подробно останавливаться на том, какую опасность представляет это вмешательство в сложившийся механизм естественного отбора и изменения наследственности как для человечества в целом, так и для отдельного человека.
Что касается третьих, то здесь, несомненно, ведущее место принадлежит по праву приверженцам религии, которые располагают опытом тысячелетней работы по духовному просветлению человеческих душ.
Хотя следует сказать, справедливости ради, что опыт этот не всегда был бескорыстным и успешным, и это подтверждает далеко не безоблачная история самых, казалось бы, религиозно устоявшихся стран.
Наряду с этим, огромную работу в направлении духовного совершенствования людей предлагали представители искусства всех времен и народов, творчество которых шаг за шагом продвигало человечество к обретению нравственных ценностей.
И, тем не менее, хотя человек на протяжении всей истории всегда был в центре внимания науки и культуры, только в наше время знания о природе
186
[стр. 36]

36 политики, культуры и нравственности, которые также становятся глобальными.
Как могло случиться, что «человек, одержавший полную победу над • природой, превратился в узника собственных творений, да еше с угрозой уничтожения самого себя»?1 Ответ на этот вопрос требует рассмотрения двух аспектов глобальных проблем: техногенного и нравственного.
Техногенный аспект — следствие только потребительского отношения человека к природе на протяжении практически всей его истории, прошедшей под знаменем, на котором было начертано: «Разум — мерило всего», «Человек — царь природы» и знаменитое изречение «Нам нечего ждать милости от природы; взять их у нее — наша задача!» — во имя научно-технического прогресса.
Нравственный аспект — следствие глубокого духовного кризиса, захватившего саму сущность человека, который потерял сначала веру в Бога, а затем, постепенно, и веру в себя и в прогресс как в непрерывное совершенствование мира и человека, и надежду на свое светлое будущее; человека, блуждающего в сумерках крушения всех прежних кумиров и отсутствия новых.
Так что современный человек, находясь в поисках решения глобальных проблем, должен знать и понимать, что только техногенными путями (очистка, безотходные технологии и т.п.) не удастся выбраться из глобальных кризисов.
«Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
И другого пути у нас нет», пишет Н.Н.
Моисеев.2 В истории человечества известны три различных способа решения нравственных проблем Человека и Общества.
Одни предлагали
> усовершенствовать человека посредством изменения общественного 1 Фромм Э.
Иметь или быть.
-М.
1990 С 11 " Моисеев Н.Н.
Можно ли сегодня говорить о контурах будущего? // Международный независимый экологополитологический университет.
М..
2000.


[стр.,37]

37 устройства, другие — вмешательством в биофизиологическую подоснову психики, третьи путем духовно-нравственного преобразования мотивов его поведения.
Первые сторонники революционных социальных скачков из » одной общественной формации в другую.
Практика истории, в частности российской, достаточно убедительно показала тщетность таких способов улучшения человеческой натуры, а также невероятно большие издержки, которыми приходится платить за такие эксперименты целым народам.
Вторые — это ратующие за искусственный отбор наиболее достойных человеческих особей (евгеника) или за медикаментозные средства воздействия на человеческую личность.
Нет необходимости подробно останавливаться на том, какую опасность представляет это вмешательство в сложившийся механизм естественного отбора и изменения наследственности как для человечества в целом, так и для отдельного человека.
Что касается третьих, то здесь, несомненно, ведущее место принадлежит по праву приверженцам религии, которые располагают опытом тысячелетней работы по духовному просветлению человеческих душ.
Хотя следует сказать, справедливости ради, что опыт этот не всегда был бескорыстным и успешным, и это подтверждает далеко не безоблачная история самых, казалось бы, религиозно устоявшихся стран.
* Наряду с этим, огромную работу в направлении духовного совершенствования людей предлагали представители искусства всех времен и народов, творчество которых шаг за шагом продвигало человечество к обретению нравственных ценностей.
И, тем не менее, хотя человек на протяжении всей истории всегда был в центре внимания науки и культуры, только в наше время знания о природе
человека и общества и духовный опыт предшествующих поколений с особой • остротой поставили вопрос о необходимости осознания сущности человеческой Личности, как сложнейшей самой по себе системы, да еще взаимосвязанной с природой и обществом.

[Back]