N “> l %i t 4 ? it. л & P M К ч. f i к 5 r \ % A i A. JI. Чижевский расширил понимание окружающей среды и её взаимодействия с планетарной культурой. Он установил зависимость между циклами активности солнца и социальной деятельностью человека [30]. Центральная идея космоцентрической теории, которая начала формироваться в философии в конце XIX в. это единство человека с космосом, космической природой человека и космическим масштабом его деятельности. Наиболее разработанной идея космизма представлена в трудах русского религиозного мыслителя XIX в. Н. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского [31]. В конце XIX начале XX в. начал формироваться русский космизм, который, по сути, представляет собой философское понимание потенциальной вероятности национального и всемирно-исторического коллапса, а также поиск возможных путей как его избежать. Космизм основывается на осознании уникальности существования, хрупкости человеческой жизни и судьбы, беспокойстве за будущее человечества. На качественно новом уровне русские философы и учёные продолжили размышления над сложившейся в античности проблемой «человек космос», связав воедино результаты ее решения и участь отдельного человека и человечества вообще. С точки зрения космизма, человек это существо, которое располагает универсальностью духовного содержания, открытостью для человечества, истории, жизни, мироздания, Бога. В космизме переплетаются в неразрывной целостности жизнь, смерть и бессмертие человека и вселенt ной, земное и неземное. Поиск и обретение высшего смысла бытия вообще, надежды и избавления —вот что составляет сущность данного философского направления. Связь двух миров анализируется в работах русских мыслителей. По их мнению, выход надлежит искать в неразделимости человека и космоса, поскольку бытие не ограничено только чем-то земным. При этом космос это не физическая данность, а некая внутренняя безграничность, бездна и веч19 |
15 природой, и неевропейский, где силы природы превосходят силы человека.1 Одной из разновидностей географического детерминизма являются философские концепции, основанные на резком противопоставлении общественных и природных законов. При этом чаще всего природные законы бытия воспринимаются как единственно разумные и рационально устроенные. Развитие человеческого общества на основе социальных законов нарушает естественный порядок вещей. Ж.-Б. Ламарк подчеркивал, что эгоизм человека способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида назначение человека заключается в уничтожении своего рода, для чего предварительно он должен сделать земной шар непригодным для обитания2. Влияние географической среды на жизнедеятельность человека, общества рассматривали русские учёные П Н. Милюков и Л. Н. Гумилёв. А. Л. Чижевский расширил понимание окружающей среды и её взаимодействия с планетарной культурой. Он установил зависимость между циклами активности солнца и социальной деятельностью человека3. Центральная идея космоцентрической теории, которая начала формироваться в философии в конце XIX века это единство человека с космосом, космической природой человека и космическим масштабом его деятельности. Наиболее разработанной идея космизма представлена в трудах русского религиозного мыслителя XIX века Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского4. Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в. и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из нее. Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества. *См.: Философия современного естествознания: Учебное пособие/Под общ. ред. С. А. Лебедева. -М., 2004.-С. 198-209. 2 См.: Там же. 3 См.: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1989. 4 См.: Федоров Н. Ф. Собр. Соч. В 4т. М., 2000; Циолковский К. Э. Космическая философия. М., 2001. |