Проверяемый текст
[стр. 197]

ского равновесия системы «общество природа», крайним обострением её основного противоречия, делающим необходимым изменение связей внутри системы посредством экологической деятельности.
Являясь кризисом системы, он находит свое выражение и в состоянии подсистем, в развитии их внутренних противоречий.
В движении этих подсистем, в их взаимодействии заложена возможность экологического кризиса, но от них зависит и его разрешение.
Глобальные последствия человеческой деятельности, приобретающие в последние годы необратимый, угрожающий жизнедеятельности биосферы Земли характер, и одновременно малая эффективность мер, принимаемых для уменьшения антропогенного воздействия на природу, привели человечество к необходимости отказа от парадигмы антропоцентризма.
Возникла потребность пересмотра основополагающих принципов современной науки, сформировавших потребительское мировоззрение человека.
Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности.
Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса.

Осмысление исторической ситуации в ключе всех форм научно-преобразовательной и социальной деятельности —дело
безотлагательное, требующее специальных усилий.
Человечество уже сейчас почувствовало гибельность своих неограниченных эгоистических притязаний.
Формула Протагора «Человек мера всех вещей» требует нового прочтения, при котором человек, оставаясь мерой вещей, выходит за рамки антропоцентризма.
Разум в этом случае уже не является представителем интересов только человека, он выступает как средство защиты всех форм жизни, представляет природу в целом.
Должна быть преодолена ориентация на сиюминутную пользу и комфорт любой ценой.
Поставленная проблема не решается разовыми мероприятиями или изданием постановлений, она требует систематического поиска путей перехода к ноосфере и формирования соответствующего мировоззрения.
[стр. 44]

44 Земли характер, и одновременно малая эффективность мер, принимаемых для уменьшения антропогенного воздействия на природу, привели человечество к необходимости отказа от парадигмы антропоцентризма.
Возникла потребность пересмотра основополагающих принципов современной науки, сформировавших потребительское мировоззрение человека.
Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности.
Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса.

Переход от биосферы к ноосфере, в которой на смену стихии взаимодействия живых и косных компонентов Земли придет упорядоченное устойчивое развитие, опирающееся на разум, является, по Вернадскому, закономерным процессом1.
Осмысление исторической ситуации в ключе всех форм научно-преобразовательной и социальной деятельности дело
неотложное, требующее специальных усилий.
Человечество уже сейчас почувствовало гибельность своих неограниченных эгоистических притязаний.
Формула Протагора: «Человек мера всех вещей» требует нового прочтения, при котором человек, оставаясь мерой вещей, выходит за рамки антропоцентризма.
Разум в этом случае уже не является представителем интересов только человека, он выступает как средство защиты всех форм жизни, представляет природу в целом.
Должна быть преодолена ориентация на сиюминутную пользу и комфорт любой ценой.
Поставленная проблема не решается разовыми мероприятиями или изданием постановлений, она требует систематического поиска путей перехода к ноосфере и формирования соответствующего мировоззрения.

Вернадский В.И.
Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста.
М.; 1977.

[Back]