принципы их существования и учитывать их. Всё это позволит преодолеть границы предметного вещного мира как достаточного в стремлении осмыслить сущность человека. В книге «Реальность и человек» С. JL Франк [167] выделил объективный мир, в котором вещи неумолимо и принудительно дали нам мир как человеческую реальность. Итогом преобразования объективного мира является мир вещей и предметов человеческой реальности. Он создаётся вследствие извлечения лично важного, значимого и исключения второстепенного, которое перестаёт для нас существовать. Кроме этого человеческую реальность составляют взаимоотношения, способные расширять мир значимых явлений или до предела сужать его. На основании этого можно сделать немаловажный вывод: человек равен миру, который он освоил как свою собственную реальность. Вся человеческая жизнь, в том числе и его производственная или научная деятельность, протекает в этой освоенной им реальности. Поэтому увеличение, расширение мира, в котором живёт человек, определяет рост человека как его рост в мир. Учёт этого имеет большое значение во многих формах деятельности, в том числе и в деле сохранения природы. Предотвращение экологической катастрофы и переход в ноосферу возможен лишь как результат включения природы в значимый мир реальности каждого. Стремительно развивающаяся панорама стохастических социальных процессов в современном обществе, всё более погружающих его в состояние «неустойчивого бытия», порождает ощущение «ускользающей реальности». Необходимо воссоздать паритет «человек —общество —биосфера». Данная нами краткая характеристика проблем бытия человека позволяет одновременно вычленить и сформулировать те императивы и нормы, которые могут стать основой теоретической и практической деятельности по их преодолению: 208 |
58 Учет этого имеет большое значение во многих формах деятельности, в том числе и в деле сохранения природы. Можно сформулировать проблему предельно остро, предотвращение экологической катастрофы и переход в ноосферу возможен лишь как результат включения природы в значимый мир реальности каждого. Никакие указы, декреты, институты и финансирование, при всей их важности, не заменят боль человека о ее сохранности. Но для того, чтобы это стало возможным и не оказалось утопической альтернативой реальности, необходим анализ условий, способствующих возвращению природы в мир человеческой реальности, другими словами, возвращение человека в лоно природы. В старой парадигме мы эксплуатировали представление об объективном мире и уповали на его познание. Эта форма освоения мира работала и продолжает работать, но она обнаруживает свои пределы. Рассечение мира на сферы специализированного внимания сопряжено с утратой представлений о целостном мире и утратой всей полноты его отражения. Специализированная информация не может заменить объемность и охват природных явлений, доступных только человечеству, со всем многообразием составляющих его людей. Только оно может обеспечить сознательно-волевой заслон и защиту природе. Эффективность его не имеет альтернатив. Но сегодня мы не имеем достаточно ясного представления об условиях реализации этой единственной возможности спасти природу и человечество. Каковы эти условия и за счет чего они могли быть учтены этот вопрос требует своего разрешения. Все то природное богатство, которое человек несет в себе и дает основание считать его малой вселенной, может быть включено в его жизнь по-разному. Умение чувствовать природу, все, что он мог взять из опыта многих поколений, все развитые в обществе способности могут остаться личным достоянием человека и служить его интересам. Так бывает в жизни многих людей, но бывает и иначе. Качество, которое обеспечивает иное построение жизни, мы называем духовностью. В опыте разных людей оно |