прогресс человеческого общества в целом. В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определённой стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Утвердившиеся во второй половине XVIII —начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это: • унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собойединое целое); ч' \ • стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого); • локально-исторический подход (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). Однако в целом преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия «культура». В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком —только материальную культуру. Поэтому принято определять цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой, как целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры. Существует множество интереснейших наблюдений, но общей картины развития цивилизаций, как и истинных причин, выделяющих те или иные их свойства, до сих пор нет. Этот процесс сложен, т. к. он является основой общего процесса самоорганизации общества как слагаемого биосферы. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и зарождение в их рамках феномена культуры становится с каждым годом всё актуальнее. 212 |
62 В марксизме термин «цивилизация» применялся для 'Характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. • Утвердившиеся во второй половине XYIII начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это: • унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое); • стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого), • локально-исторический подход (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). Однако в целом преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком только материальную культуру. !* Поэтому принято определять цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой, как целостное конкретно историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры. Существует множество интереснейших наблюдений, но общей картины развития цивилизаций, как и истинных причин, выделяющих те или иные их свойства, до сих пор нет. Этот процесс сложен, т.к. он является основой # общего процесса самоорганизации общества, как слагаемого биосферы. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и |