С позиции универсального эволюционизма (теории самоорганизации) выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в упорядочении того грандиозного объёма информации, который нам даёт изучение конкретных исторических процессов. Но классификация формаций и цивилизаций, изучение их особенностей не эквивалентно изучению феномена развития человечества, т. е. его истории. Это лишь определённые ракурсы, в которых изучается история. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Такое деление не только очень условно, но и грубо. И, тем не менее, оно имеет смысл, потому что несёт определённую информацию, благодаря чему и может быть использовано в качестве отправной позиции. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован на воспроизведение своего образа жизни, как раз и навсегда данного. Для такой цивилизации именно он является основной ценностью. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена тоже общему порядку и ориентирована на его сохранение. Индивидуальность людей в традиционных обществах в значительной степени нивелирована. К числу традиционных обществ обычно относят все общества Востока. И всё же они очень разные. Каждая из этих цивилизаций тоже не представляет собой единого целого. Так, например, неоднородна мусульманская цивилизация. Но шариат, приверженность к определённому образу жизни стирает многие национальные различия и утверждает некоторый общий миропорядок, складывающийся веками. Традиционные цивилизации обладают удивительной стабильностью. И не случайно ислам с его шариатом сделался общей религией Ближнего Востока. А рядом с неподвижным Востоком жил греческий Запад —мир маленьких независимых и самостоятельных городков —полисов, в которых люди не были привязаны к плодородным речным долинам, требовавшим ежегодного повторения жизненных циклов. Для того чтобы выжить, они были вынужде213 |
63 зарождение в их рамках феномена культуры становится с каждым годом все актуальнее. С позиции универсального эволюционизма (теории самоорганизации) W > выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в упорядочении того грандиозного объема информации, который нам дает изучение конкретных исторических процессов. Но классификация формаций и цивилизаций, изучение их особенностей не эквивалентно изучению феномена развития человечества, т. е. его истории. Это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Такое деление не только очень условно, но и грубо. И, тем не менее, оно имеет смысл, потому что несет определенную информацию, благодаря чему и может быть использовано в качестве отправной позиции. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован на воспроизведение своего образа жизни, как раз и навсегда данного. Для такой цивилизации именно он является основной ценностью. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обшества/Х очень устойчивы, а личность подчинена тоже общему порядку и ориентирована на его сохранение. Индивидуальности людей в ф традиционных обществах в значительной степени нивелированы. К числу традиционных обществ обычно относят все общества Востока. И все же они очень разные. Каждая из этих цивилизаций тоже не представляет собой единого целого: как, например, неоднородна мусульманская цивилизация. Но шариат, приверженность к определенному образу жизни стирает многие национальные различия и утверждает некоторый общий миропорядок, складывающийся веками. > Традиционные цивилизации обладают удивительной стабильностью. И не случайно ислам с его шариатом сделался общей религией Ближнего Востока. 64 А рядом с неподвижным Востоком жил греческий Запад, мир маленьких независимых и самостоятельных городков — полисов, в которых люди не были привязаны к плодородным речным долинам, требовавшим ежегодного ’ повторения жизненных циклов. Для того чтобы выжить, они были вынуждены находиться в непрерывном поиске, путешествовать, торговать. Так же как и их северные соседи — кельты, германцы, славяне... Км тоже приходилось все время мигрировать в поисках лучшей жизни. Но используемый подход не отражает многих важных особенностей отдельных цивилизаций. Наглядный пример тому — славянские народы, и особенно русские Общепринято считать, что в отечественной цивилизации огромную роль играют традиционные начала. И это действительно так. Соборность, коллективизм, служение нации, т. е. приоритет ее судеб над личными заботами — все эти принципы свойственны русскому народу и жизненно необходимы в условиях сурового климата. Но одновременно они сопряжены и с непрерывным поиском во всех сферах жизни. В том числе и со стремлением к самоидентификации. Вопросы о том, кто мы есть и откуда мы, что мы можем и куда идем, пронизывают всю нашу историю. А ответа на них нет и сейчас. История России (начиная с реформ Петра) — это во многом история * догоняющих модернизаций. Г.В. Плеханов в свое время очень хорошо написал, что Россия — это кентавр, который возник в результате петровских реформ, когда Петр I пришил европейскую голову к азиатскому туловищу традиционной России1. Россия и после Петра переживала несколько крупных догоняющих модернизаций, ряд прививок западного опыта на тело традиционного общества, осуществляемых сверху за счет сильной, деспотичной власти, которая, преодолевая сопротивление традиции, ломала и <• насаждала новый образ жизни, новые структуры. Историческая функция реформ самого Петра свелась к тому, что в России появились заводы, Плеханов Г В История русской общественной мысли. -М.. 1917. |