Проверяемый текст
[стр. 215]

но, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека и тем самым на утверждение тех или иных цивилизационных догм.
Но не следует и переоценивать
влияние церкви.
Цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований завязаны в один нерасторжимый узел.
Вряд ли можно отрицать и обратное влияние цивилизации на формирование религии.
Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация «выбирает» ту или иную религию и адаптирует
её к своим духовным и материальным потребностям.
В самом деле, ведь любая цивилизация возникает гораздо раньше религии, принятой теми или иными народами, а цивилизационные стандарты меняются весьма медленно.
Например, Древняя Русь в IX в.
не приняла ислам, и он смог утвердиться только в Волжской Булгарии.
Да и христианство Древняя Русь приняла тоже особо.
И не только потому, что она его приняла из рук Византии, а не Рима.
Она.
приняла особое православие;
В.
Соловьёв справедливо писал, что сформировавшееся у восточнославянских племён понятие о совести, представление о месте Бога в жизни людей были далеко не греческими [175].
Они в большей степени соответствовали представлениям первых христиан, чем византийских греков.
Это хорошо видно, как заметил тот же В.

Соловьёв, из послания первого русского митрополита Иллариона (IX в.) «Слово о Благодати».
И русские предпочли римской церкви греческую, поскольку она была ближе к этим изначальным представлениям, чем католицизм с его
жёсткой церковной иерархией и регламентациями, с его богослужением на непонятном латинском языке [176].
Уже с тех пор на Руси установилась неприязнь к «латинянам», которая прошла через всю нашу историю.

Отметим, что эта неприязнь была взаимной.
И основывалась она не на экономических или классовых противоречиях, а на различии цивилизаций и духовных миров.
Хотя цивилизационные парадигмы очень консервативны, но они не остаются неизменными: их трансформация занимает многие
поколе216 »
[стр. 66]

66 мировую., перед этим — японскую.
Опять стадо ясно: надо догонять Запад.
Были незаконченные Столыпинские реформы, затем революция, и был ответ на исторический вызов — ускоренная индустриализация страны — кровавая, • потребовавшая сверхнапряжения общества, приведшая к разорению деревни.
Но все-таки благодаря ей была одержана победа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., азатем Советский Союз вошел в число супердержав.
С Хантингтон,1 так же как и Тойнби2, относит религиозный фактор к числу особенностей, определяющих облик цивилизаций.
Безусловно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека и тем самым на утверждение тех или иных цивилизационных догм.
Но не следует и переоценивать
влияния церкви: цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований завязаны в один нерасторжимый узел.
Вряд ли можно отрицать и обратное влияние цивилизации на формирование религии.
Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация «выбирает» ту или иную религию и адаптирует
ее к своим духовным и материальным потребностям.
В самом деле, ведь любая цивилизация возникает гораздо раньше религии, принятой теми или иными народами, а цивилизационные стандарты меняются весьма медленно.
Например, Древняя Русь в IX в не приняла ислам, и он смог утвердиться только в Волжской Булгарии.
Да и христианство Древняя Русь приняла тоже особо.
И не только потому, что она его приняла из рук Византии, а не Рима.
Она приняла особое православие.

Как справедливо писал В.
Соловьев, сформировавшееся у восточнославянских племен понятие о совести, представление о месте Бога в жизни людей были далеко не греческими'1.
Они в большей степени соответствовали представлениям первых христиан, чем » византийских греков.
Это хорошо видно, как заметил тот же В.

Соловьев, из 1 С Хантингтон.
Столкновение цивилизаций.
М.: 1991.
" Тойнби А.
Дж.
Постижение истории.
М.; 1991.
3 Русская идея // Сборник: Русская идея.
М., 1992.


[стр.,67]

67 послания первого русского митрополита Иллариона (IX в.) «Слово о Благодати».
И русские предпочли римской церкви греческую, поскольку она была ближе к этим изначальным представлениям, чем католицизм с его
> жесткой церковной иерархией и регламентациями, с его богослужением на непонятном латинском языке1.
Уже с тех пор на Руси установилась неприязнь к «латинянам», которая прошла через всю нашу историю.

Заметим, что эта неприязнь была взаимной.
И основывалась она не на экономических или классовых противоречиях, а на различии цивилизаций и духовных миров.
Хотя цивилизационные парадигмы очень консервативны, но они не остаются неизменными: их трансформация занимает многие
поколения.
Ряд славянских племен еще в начале нынешнего тысячелетия принял католицизм, но и до сих пор эти народы не полностью «вошли в Европу».
Страны, которые возникли на их основе, так и остались частью маргинального пространства, лежащего между двумя цивилизациями.
Европейцами сделались разве лишь полабские славяне и жители Померании, полностью потерявшие свою славянскую идентичность и ассимилированные немцами, так же как и угро-финские племена Центральной России были ассимилированы русскими.
Те и другие вошли в состав новых этносов, внося в них, естественно, определенные черты своей утерянной культуры.
Процессы идентификации людей и народов, их цивилизационной принадлежности тесно переплетаются с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе.
Процессы модернизации, т.
е.
непрерывного совершенствования технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественньгх организационных структур, принято связывать с последними 9 двумя веками нашей истории.
В действительности же процесс модернизации — составляющая общего процесса развития человечества, процесса См.
там же.

[Back]