ния. Ряд славянских племён ещё в начале нынешнего тысячелетия принял католицизм, но до сих пор эти народы не полностью «вошли в Европу». Страны, которые возникли на их основе, так и остались частью маргинального пространства, лежащего между двумя цивилизациями. Европейцами сделались разве лишь полабские славяне и жители Померании, полностью потерявшие свою славянскую идентичность и ассимилированные немцами, так же как и угро-финские племена Центральной России были ассимилированы русскими. Те и другие вошли в состав новых этносов, внося в них, естественно, определённые черты своей утерянной культуры. Процессы идентификации людей и народов, их цивилизационной принадлежности тесно переплетаются с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе. Процессы модернизации, т. е. непрерывного совершенствования технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественных организационных структур, принято связывать с последними двумя веками нашей истории. В действительности же процесс модернизации составляющая общего процесса развития человечества, процесса антропогенеза, поскольку он связан и с преобразованием экологической ниши человека, и с изменением самого человека. Он проходит очень по-разному в разных частях планеты, в странах с разными цивилизациями. Это и есть проявление общих тенденций самоорганизации, роста разнообразия и сложности организации общества. Но до первой научно-технической революции процессы модернизации шли столь медленно, что практически не влияли на политическую и экономическую историю. Модернизацию иногда отождествляют с понятием вестернизации. Смешение этих двух, в принципе, очень разных понятий, в известной мере обосновано, поскольку технотронная волна поднялась на Западе и постепенно стала перемещаться на Восток, неся с собой определённые западные стандарты жизни. Вместе с распространением современного про217 |
67 послания первого русского митрополита Иллариона (IX в.) «Слово о Благодати». И русские предпочли римской церкви греческую, поскольку она была ближе к этим изначальным представлениям, чем католицизм с его > жесткой церковной иерархией и регламентациями, с его богослужением на непонятном латинском языке1. Уже с тех пор на Руси установилась неприязнь к «латинянам», которая прошла через всю нашу историю. Заметим, что эта неприязнь была взаимной. И основывалась она не на экономических или классовых противоречиях, а на различии цивилизаций и духовных миров. Хотя цивилизационные парадигмы очень консервативны, но они не остаются неизменными: их трансформация занимает многие поколения. Ряд славянских племен еще в начале нынешнего тысячелетия принял католицизм, но и до сих пор эти народы не полностью «вошли в Европу». Страны, которые возникли на их основе, так и остались частью маргинального пространства, лежащего между двумя цивилизациями. Европейцами сделались разве лишь полабские славяне и жители Померании, полностью потерявшие свою славянскую идентичность и ассимилированные немцами, так же как и угро-финские племена Центральной России были ассимилированы русскими. Те и другие вошли в состав новых этносов, внося в них, естественно, определенные черты своей утерянной культуры. Процессы идентификации людей и народов, их цивилизационной принадлежности тесно переплетаются с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе. Процессы модернизации, т. е. непрерывного совершенствования технологической и технической основы цивилизации и подстройки к ней общественньгх организационных структур, принято связывать с последними 9 двумя веками нашей истории. В действительности же процесс модернизации — составляющая общего процесса развития человечества, процесса См. там же. 68 антропогенеза, поскольку он связан и с преобразованием экологической ниши человека, и с изменением самого человека. Он проходит очень поразному в разных частях планеты, в странах с разными цивилизациями. Это и * есть проявление общих тенденций самоорганизации, роста разнообразия и сложности организации общества. Но до первой научно-технической революции процессы модернизации шли столь медленно, что практически не влияли на политическую и экономическую историю. Модернизацию иногда отождествляют с понятием вестернизации. Смешение этих двух, в принципе очень разных понятий, в известной мере обосновано, поскольку технотронная волна поднялась на Западе и постепенно стала перемещаться на Восток, неся с собой определенные западные стандарты жизни. Вместе с распространением современного промышленного производства, вместе с технотронной волной происходила и миграция «западных образцов жизни», отвечающих силам, структуре производственных отношений и необходимости подстройки всего уклада быта к новым его условиям. Все, что порождается совершенствованием и обогащением технической базы цивилизации, не означает ее коренной ломки, а, следовательно, и мало меняет существующую в ней систему ценностей. Хотя и накладывает весьма весомый отпечаток на особенности (главным образом внешние проявления) цивилизации. Однако теперь, поскольку скорость модернизации стала очень быстро нарастать, цивилизациям становится очень непросто за относительно небольшой срок приспособиться к изменяющимся структурам средств производства и новым возможностям потребления. Особенно сложны и неоднозначны процессы модернизации в странах, цивилизация, культура которых носит ярко > выраженный традиционный характер. Совершенно не случайно, что модернизационная волна пошла именно с Запада. Особенностью западной технотронной цивилизации было то, что |