Проверяемый текст
[стр. 218]

грозит отбросить страну с основной дороги истории и превратить её в эксплуатируемый придаток более развитых государств.
И в то же время преодоление или смягчение экологического кризиса нельзя мыслить вне рамок научно-технического прогресса, развития
технологии и других нововведении.
Но на нынешнем этапе истории модернизация рождает предпосылки для столкновения цивилизаций.
Не стран и народов, как в былые времена, а
цивилизации.
Модернизация не означает полной реконструкции цивилизации.
Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений.
Что же касается изменения структуры производительных сил,
технико-технологическои основы жизненного устройства, то в нынешнее « • время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения.
Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества.
Но не
всё так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.
Можно предположить, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но не всегда бывает так, поскольку традиционные цивилизации различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В аналогичном ключе происходит и развитие процессов модернизации в ряде других стран Тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд и др.) при всем различии их культур и миропредставлений.
И в ближайшие десятилетия процессы модернизации в Тихоокеанском регионе будут основным вызовом западно-европейской (и американской) цивилизации.
Наиболее
ост219
[стр. 69]

69 личность была ориентирована на поиск нового, на проявление инициативы.
Именно им обязана планета появлению этой волны.
На этом витке истории человечества цивилизации технотронного типа родили новые стимулы развития общепланетарной цивилизации, или дали человечеству новые средства обеспечения собственного (общепланетарного) гомеостаза.
Новые возможности обычно сопровождаются и новыми трудностями.
В конечном счете, все те новые блага, которые пришли вместе с переустройством технологической основы цивилизации — и повышение среднего уровня жизни, и развитие здравоохранения, и как следствие небывалый рост продолжительности жизни и многое другое, что дает научно-технический прогресс,— приводят к экологическому кризису и грозят вселенской катастрофой.
И диалектика развития такова, что никакая страна не может остаться в стороне от модернизации, ибо любое отставание в процессе модернизации грозит отбросить страну с основной дороги истории и превратить ее в эксплуатируемый придаток более развитых государств.
И в то же время преодоление или смягчение экологического кризиса нельзя мыслить вне рамок научно-технического прогресса, развития
технологий и других нововведений.
Но на нынешнем этапе истории модернизация рождает предпосылки для столкновения цивилизаций.
Не стран и народов, как в былые времена, а
цивилизаций.
Модернизация не означает полной реконструкции цивилизации.
Многие цивилизационные стандарты, особенно взаимоотношения личности и общества, крайне консервативны и их изменение требует многих поколений.
Что же касается изменения структуры производительных сил,
техникотехнологической основы жизненного устройства, то в нынешнее время все это существенно меняется уже при жизни одного поколения.
Кажется, что в этих условиях технотронные цивилизации получают особые преимущества.
Но не
все так просто: традиционность, технический прогресс и способность к внедрению высших технологий не связаны однозначной зависимостью.


[стр.,70]

70 Можно предположить, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но не всегда бывает так, поскольку традиционные * цивилизации различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В аналогичном ключе происходит и развитие процессов модернизации в ряде других стран Тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд и др.) при всем различии их культур и миропредставлений.
И в ближайшие десятилетия, процессы модернизации в Тихоокеанском регионе будут основным вызовом западноевропейской (и американской) цивилизации Наиболее
острые (хотя и не самые опасные для будущего человечества) противоречия будут, вероятнее всего, именно здесь.
Наиболее эффективно (и безболезненно) современный процесс модернизации происходит в тех цивилизациях традиционного типа, где в верхней части шкалы общечеловеческих ценностей стоят дисциплина, * почитание старших, принадлежность к коллективу, где светская жизнь не канонизируется церковью, а внешний плюрализм уживается с производственным либерализмом.
Именно такими свойствами обладают многие цивилизации Дальнего Востока.
Значительно сложнее дело обстоит в странах мусульманского Востока.
Здесь тоже идут процессы модернизации.
Но они встречают множество трудностей, которые накладываются на чрезвычайно сложную палитру ч* внутренних, уже межстрановых и клановых противоречий.
Возникновение зоны нестабильности на этом пространстве является своеобразным цивилизационным ответом на процесс модернизации.
Одной из причин

[Back]